Муниципальное образование Смольнинское

Общие понятия об устойчивости функционирования организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне.

Учебный вопрос: Основы устойчивости функционирования организаций в военное время, а также при ЧС природного и техногенного характера

Качественное изменение опасностей в последнее время (применения современных средств поражения при военных конфликтах, угрозы террористической направленности, усиление тяжести последствий ЧС природного и техногенного характера) требует комплексного подхода к решению вопросов в области гражданской обороны (далее – ГО), предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС).

В комплексе рассматриваемых задач особое внимание уделяется обеспечению стабильности и повышению устойчивости функционирования органов управления ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее – РСЧС), а также объектов экономики и объектов жизнеобеспечения населения (далее – ЖОН).

Объект экономики – предприятие, организация или учреждение материально-производственного или социально-производственного назначения, имеющее единую систему управления и расположенное на единой территории.

Объект жизнеобеспечения населения – предприятие, организация или учреждение, деятельность которого направлена на решение вопросов первоочередного жизнеобеспечения населения, достаточного для сохранения жизни и поддержания здоровья людей при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях.

В Федеральном законе от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» одной из задач в области ГО является обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера.

Исполнительные органы государственной власти (далее – ИОГВ) субъектов РФ планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время, определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по ГО.

Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (далее – НПА) РФ, проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время.

В соответствии с Федеральным законом от 11.11.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» одной из основных задачей РСЧС является осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования (далее – ПУФ) организаций, а также объектов социального назначения в ЧС.

ИОГВ субъектов РФ осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС, содействуют устойчивому функционированию организаций в ЧС межмуниципального и регионального характера.

Организации обязаны планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в ЧС.

Устойчивость функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях – способность объектов экономики и жизнеобеспечения населения противостоять опасностям, возникающим при военных конфликтах, вследствие этих конфликтов или при чрезвычайных ситуациях, с целью поддержания выпуска продукции или оказания услуг в запланированном объеме и номенклатуре;

предотвращения или ограничения угрозы жизни и здоровью персонала, населения и материального ущерба, а также с целью восстановления в минимальные сроки утраченных функций объектов.

Объекты экономики являются сложными техническими системами, в состав которых входят здания и сооружения, различное технологическое оборудование, системы энергоснабжения, материально-технического обеспечения, сбыта готовой продукции, управления и связи. Каждый из элементов системы имеет свои особенности.

На устойчивость функционирования организации влияют следующие факторы:

место размещение объекта (характеристика местности и транспортных коммуникаций);

размеры и характер организации, выпускаемой продукции; наличие на ее территории опасных веществ; особенности производства, применяемых технологий и материалов;

численность работников, уровень их компетентности и обученности, в том числе вопросам защиты от опасных факторов ЧС и современных средств поражения;

надёжность защиты работников;

физическая устойчивость основных элементов организации и технологических процессов от воздействия поражающих факторов;

потребность организации в особенных видах энергоносителей и воде;

возможность бесперебойного снабжения организации всеми видами энергии (электрической, тепловой) и т.д.), сырьём, комплектующими изделиями и другими видами материально-технического обеспечения;

надёжность системы управления организации;

защищённость организации от вторичных поражающих факторов;

подготовленность организации к ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее – АСДНР) по восстановлению нарушенного производства.

Неудовлетворительное состояние любого из этих факторов неизбежно отразится на устойчивости и живучести объекта в ЧС.

Поэтому мероприятия по обеспечению устойчивости и их параметры разрабатываются ещё на стадии проектирования объекта экономики и отражаются в проектно-сметной документации.

Эти мероприятия разрабатываются в соответствии с требованиями федеральных нормативных правовых актов и нормативных документов, в том числе Сводом правил «Инженерно-технические мероприятия ГО. Общие правила проектирования».

Тема № 4

Основные положения и требования пожарной безопасности

Учебный вопрос: Задачи и обязанности должностных лиц и работников организации по исполнению требований пожарной безопасности

При обнаружении пожара или признаков горения в здании, помещении (задымление, запах гари, повышение температуры воздуха и др.) должностным лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам РФ, иностранным гражданам, лицам без гражданства (далее - физические лица) необходимо:

немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану с указанием наименования объекта защиты, адреса места его расположения, места возникновения пожара, а также фамилии сообщающего информацию;

принять меры по эвакуации людей, а при условии отсутствия угрозы жизни и здоровью людей меры по тушению пожара в начальной стадии.

В отношении каждого здания, сооружения (за исключением жилых домов, садовых домов, хозяйственных построек, а также гаражей на садовых земельных участках, на земельных участках для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства) руководителем органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации независимо от того, кто является учредителем (далее – руководитель организации) или иным должностным лицом, уполномоченным руководителем организации, утверждается инструкция о мерах ПБ.

Инструкция о мерах ПБ разрабатывается на основе Правил противопожарного режима и нормативно-правового акта по ПБ, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.

В инструкции о мерах ПБ необходимо отражать следующие вопросы:

а) порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, эвакуационных путей и выходов, в том числе аварийных, а также путей доступа подразделений пожарной охраны на объекты защиты (на этажи, кровлю (покрытие) и др.);

б) мероприятия по обеспечению ПБ технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;

в) порядок и нормы хранения и транспортировки пожаро-, взрывоопасных веществ и материалов;

г) порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы;

д) расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта, проведения огневых или иных пожароопасных работ;

е) порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;

ж) допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

з) порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды, ветоши;

и) предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;

к) обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, открытии и блокировании в открытом состоянии вращающихся дверей и турникетов, а также других устройств, препятствующих свободной эвакуации людей, аварийной остановке технологического оборудования, отключении вентиляции и электрооборудования (в т.ч. в случае пожара и по окончании рабочего дня), пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей, осмотре и приведении в не пожаро-, взрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения);

л) допустимое (предельное) количество людей, которые могут одновременно находиться на объекте защиты.

В инструкции о мерах ПБ указываются лица, ответственные за:

а) сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства, дежурных и аварийных служб объекта защиты;

б) организацию спасения людей с использованием для этого имеющихся сил и технических средств;

в) проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);

г) отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), остановку работы транспортирующих устройств, агрегатов, устройств с применением открытого пламени, а также теплогенерирующих агрегатов, аппаратов и устройств с применением горючих теплоносителей и (или) с температурой на их внешней поверхности, способной превысить (в том числе при неисправности теплогенерирующего аппарата) 90 градусов Цельсия;

д) перекрывание сырьевых, газовых, паровых и водных коммуникаций, остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях, а также выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания, сооружения;

е) прекращение всех работ в здании, сооружении (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;

ж) удаление за пределы опасной зоны всех работников, не задействованных в тушении пожара;

з) осуществление общего руководства тушением пожара (с учетом специфических особенностей объекта защиты) до прибытия подразделения пожарной охраны;

и) обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;

к) организацию одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей;

л) встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;

м) сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных АСР, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, о перерабатываемых или хранящихся на объекте защиты опасных (взрывоопасных), взрывчатых, АХОВ;

н) по прибытии подразделения пожарной охраны информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта защиты, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте защиты веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара;

о) организацию привлечения сил и средств объекта защиты к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.

Конкретный перечень инструкций определяется ведомственными правилами пожарной безопасности.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой обеспечения ПБ и несут персональную ответственность за соблюдение требований ПБ.

В отношении здания или сооружения (кроме жилых домов), в которых могут одновременно находиться 50 и более чел. (далее – объект защиты с массовым пребыванием людей), а также на объекте с постоянными рабочими местами на этаже для 10 и более чел.

руководитель организации организует разработку планов эвакуации людей при пожаре, которые размещаются на видных местах.

План эвакуации при пожаре (схема эвакуации) составляется для сотрудников и предназначается для изучения ими своих обязанностей и действий по эвакуации людей в случае пожара и должен содержать:

графическую часть;

текстовую часть;

приложение к плану эвакуации – (журнал отработки плана эвакуации).

В отношении объекта защиты с круглосуточным пребыванием людей (за исключением торговых, производственных и складских объектов защиты, жилых зданий, объектов с персоналом, осуществляющим круглосуточную охрану) руководитель организации организует круглосуточное дежурство обслуживающего персонала и обеспечивает обслуживающий персонал телефонной связью, исправными ручными электрическими фонарями (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), не менее 1 СИЗ органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного).

Руководители организаций ОБЯЗАНЫ соблюдать требования ПБ, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

разрабатывать и осуществлять меры ПБ;

проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам ПБ;

включать в коллективный договор (соглашение) вопросы ПБ;

содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований ПБ и возникновении пожаров;

предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;

обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;

предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии ПБ на предприятиях, в т.ч. о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;

незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях, имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

содействовать деятельности добровольных пожарных;

обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах в соответствии с требованиями 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях ПБ».

Руководители организаций ИМЕЮТ ПРАВО

создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств;

вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению ПБ;

проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;

устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения ПБ;

получать информацию по вопросам ПБ, в том числе, в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.

Ответственность за нарушение требований ПБ в соответствии с действующим законодательством несут:

собственники имущества;

руководители федеральных органов исполнительной власти;

руководители органов местного самоуправления;

лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

должностные лица в пределах их компетенции.

Неисполнение или нарушение требований закона Санкт-Петербурга «О пожарной безопасности» должностными лицами, юридическими и физическими лицами влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор.

Дела об административных право нарушениях, предусмотренных законом Санкт-Петербурга «О пожарной безопасности», рассматривают мировые судьи Санкт-Петербурга.

Виды ответственности:

гражданско-правовая – Гражданский Кодекс РФ (ст.ст. 1064,1068, 1069, 1079);

дисциплинарная – Трудовой Кодекс РФ (ст.ст. 232-250);

административная - Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. 20.4);

уголовная – Уголовный Кодекс РФ (ст.ст. 105, 109, 111, 112, 115, 167, 168, 219).

За нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека предусматривается наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Вторник, 10 Октябрь 2023 05:35

О сигналах ГО

Автор

Уважаемые жители!
Внимание!
Напоминаем о СИГНАЛАХ ГО и ДЕЙСТВИЯХ, которые НЕОБХОДИМО ПРЕДПРИНЯТЬ при их получении!

Какие сигналы ГО существуют:

«Внимание всем!»
«Воздушная тревога»
«Отбой воздушной̆ тревоги»
«Радиационная опасность»
«Химическая тревога»

 

Тема № 4

Основные положения и требования пожарной безопасности

Учебный вопрос: Законодательство Российской Федерации, Санкт-Петербурга в области ПБ

Из ежегодной статистики известно, что больше всего пожаров происходит на открытых территориях (включая горение сухой травы и мусора), на втором месте – пожары в многоквартирных домах (наибольшее количество погибших людей). Самой частой причиной возгорания становятся короткое замыкание в электрической проводке или в электроприборах, неосторожное обращение с огнем, включая курение.

Основные организационные акты РФ в области пожарной безопасности (далее – ПБ):

Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

Федеральный закон от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»;

Указ Президента РФ от 01.01.2018 № 2 «Об утверждении Основ государственной политики в области ПБ на период до 2030 года»;

Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 22.07.2020 № 1084 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска»;

Постановление Правительства РФ от 28.05.2021 № 815 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 04.07.2020 № 985»;

Приказ МЧС России от 16.03.2020 № 171 «Об утверждении Административного регламента МЧС России по предоставлению государственной услуги по регистрации декларации ПБ и формы декларации ПБ»;

Закон Санкт-Петербурга от 18.07.2005 № 368-52 «О пожарной безопасности СанктПетербурга»;

Закон Санкт-Петербурга от 30.09.2011 № 565-108 «О добровольной пожарной охране Санкт-Петербурга»;

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 01.08.2005 № 1139 «Об утверждении Положения о противопожарной службе Санкт-Петербурга»;

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 01.08.2005 № 1140 «О создании Санкт-Петербургских государственных учреждений противопожарной службы Санкт-Петербурга»;

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 09.06.2012 № 620 «О создании и деятельности добровольной пожарной охраны в Санкт-Петербурге»;

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 09.08.2013 № 589 «О личном страховании добровольных пожарных территориальных подразделений добровольной пожарной охраны в Санкт-Петербурге»;

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 15.05.2014 № 370 «Об усилении мер пожарной безопасности в весенне-летний пожароопасный период»;

Методические рекомендации «Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре», МЧС России 04.09.2007 № 1-4-60-10-19;

Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения ПБ в РФ, регулирует в этой области отношения между ИОГВ, ОМСУ, организациями, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства. В законе даны основные определения:

пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;

пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

обязательные требования пожарной безопасности (далее – требования ПБ) – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативнымиправовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарнойбезопасности;

нарушение требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований ПБ;

противопожарный режим – совокупность установленных нормативно-правовыми актами (далее – НПА) РФ, НПА субъектов РФ и муниципальными правовыми актами по ПБ требований ПБ, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения ПБ;

меры пожарной безопасности – действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

пожарная охрана – совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

Виды пожарной охраны:

государственная противопожарная служба (федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов РФ);

муниципальная пожарная охрана;

ведомственная пожарная охрана;

частная пожарная охрана;

добровольная пожарная охрана.

Система обеспечения ПБ – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. Она включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты и комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению ПБ.

К опасным факторам пожара, воздействующим на людей и имущество, относятся:

Пламя и искры;

тепловой поток;

повышенная температура окружающей среды;

повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения;

пониженная концентрация кислорода;

снижение видимости в дыму.

Классификация пожаров по виду горючего материала используется для обозначения области применения средств пожаротушения:

A. пожары твердых горючих веществ и материалов;

B. пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ и материалов;

C. пожары газов

D. пожары металлов;

E. пожары горючих веществ и материалов электроустановок, находящихся под

напряжением;

F. пожары ядерных материалов, радиоактивных отходов и радиоактивных веществ.

Дислокация подразделений пожарной охраны определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, в сельских поселениях не должно превышать 20 минут.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 18.07.2005 № 368-52 «О пожарной безопасности Санкт-Петербурга», пожарная охрана в Санкт-Петербурге включает в себя:

1) федеральную противопожарную службу на территории Санкт-Петербурга;

2) противопожарную службу Санкт-Петербурга;

3) ведомственную пожарную охрану;

4) добровольную пожарную охрану в Санкт-Петербурге;

5) частную пожарную охрану

Противопожарная служба Санкт-Петербурга создается с целью защиты жизни и здоровья людей, имущества от пожаров, организации выполнения и осуществления мер ПБ, организации тушения пожаров на территории Санкт-Петербурга в пределах своей компетенции.

Противопожарная служба Санкт-Петербурга включает в себя:

1) уполномоченный орган;

2) подразделения Противопожарной службы Санкт-Петербурга, создаваемые в форме государственных учреждений, в том числе учебные и производственно-технические подразделения Противопожарной службы Санкт-Петербурга;

3) подразделения Противопожарной службы Санкт-Петербурга, создаваемые в организациях (объектовые подразделения) в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения, содержащиеся за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

В организациях в соответствии с перечнем, утверждённым постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.11.2007 № 1512, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, создаются объектовые подразделения противопожарной службы Санкт-Петербурга.

Правила противопожарного режима в РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479) содержат основные требования ПБ применительно к конкретным объектам.

Непосредственное руководство работой по обеспечению ПБ и соблюдению должного противопожарного режима в закрепленных зданиях и помещениях возлагается на соответствующих руководителей структурных подразделений, а также лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение ПБ.

Лица допускаются к работе на объекте защиты только после прохождения обучения мерам ПБ. Обучение мерам ПБ лиц, осуществляющих трудовую деятельность или служебную деятельность в организациях, проводится по программам противопожарного инструктажа, дополнительным профессиональным программам.

Порядок, виды, сроки обучения лиц, осуществляющих трудовую деятельность или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, а также требования к содержанию указанных программ, порядок их утверждения и согласования определяются МЧС России.

Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения ПБ (далее – ОПБ). Целью создания системы ОПБ объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Система ОПБ объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по ОПБ.

Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве

хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.

Декларация пожарной безопасности – форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах ПБ, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.

Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации ПБ или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством РФ).

Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется НПА РФ.

Разработка декларации ПБ не требуется для обоснования ПБ пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

ТЕМА № 3

Потенциально-опасные объекты, расположенные на территории Санкт-Петербурга.

Учебный вопрос: Паспорт безопасности территории района Санкт-Петербурга.

Приказ МЧС РФ от 25.10.2004 № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» определил порядок разработки и структуру паспорта безопасности территорий субъектов РФ и муниципальных образований.

Банк данных ПОО, карты учета ПОО используются в качестве основных исходных данных при разработке Паспорта безопасности районов Санкт-Петербурга.

Паспорт безопасности территории субъекта РФ и муниципального образования разрабатывается для решения следующих задач:

определение показателей степени риска ЧС;

оценка возможных последствий ЧС;

оценка состояния работ территориальных органов по предупреждению ЧС;

разработка мероприятий по снижению риска и смягчению последствий ЧС на территории.

Разработка паспорта безопасности территории субъекта РФ и муниципального образования организуется Органы исполнительной государственной власти (далее – ОИГВ) субъекта РФ или органы местного самоуправления (далее – ОМСУ).

Паспорт безопасности территории субъекта РФ разрабатывается в 3 экземплярах. 1-й экземпляр паспорта безопасности территории субъекта РФ остается в ИОГВ субъекта РФ. 2-й экземпляр направляется в ГУ МЧС России по субъекту РФ, 3-й экземпляр – в МЧС России.

Паспорт безопасности территории муниципального образования разрабатывается в 2 экземплярах. 1-й экземпляр паспорта безопасности территории муниципального образования остается в ОМСУ муниципального образования. 2-й экземпляр представляется в ГУ МЧС России по субъекту РФ, в состав которого входит муниципальное образование.

Паспорт безопасности территории включает в себя титульный лист; разделы «Общая характеристика территории»; «Характеристика опасных объектов на территории»; «Показатели риска природных чрезвычайных ситуаций»; «Показатели риска техногенных чрезвычайных ситуаций»; «Показатели риска биолого-социальных чрезвычайных ситуаций»; «Характеристика организационно-технических мероприятий по защите населения, предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории»; «Расчетно-пояснительная записка».

К паспорту безопасности территории субъекта РФ и муниципального образования прилагаются карты, планы с нанесенными на них зонами последствий возможных ЧС, а также зонами индивидуального (потенциального) риска. Кроме того, на карту территории наносятся маршруты перевозок опасных грузов.

В расчетно-пояснительной записке к паспорту безопасности территории субъекта РФ и муниципального образования приводятся диаграммы социального риска (F/N-диаграмма и F/G-диаграмма).

Паспорт безопасности территории субъекта РФ и муниципального образования разрабатывается на основе показателей степени риска на ПОО.

2. Организация лицензирования, декларирования и страхования ОПО

2.1. Лицензирование в области промышленной безопасности

Основным нормативно-правовым актом, определяющим и регулирующим лицензионную деятельность в области промышленной безопасности ОПО, является Федеральный закон от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Лицензирование – деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

Лицензия – специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии.

Лицензирующие органы - уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или их территориальные органы и в случае передачи осуществления полномочий РФ в области лицензирования ИОГВ субъектов РФ, ИОГВ субъектов РФ, осуществляющие лицензирование.

Виды деятельности в области промышленной безопасности ОПО, на которые требуется лицензия:

разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов),

взрывчатых материалов промышленного назначения, пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение взрывчатых материалов промышленного назначения, пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии стехническим регламентом;

эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов;

эксплуатация химически опасных производственных объектов;

погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах;

деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности;

заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов;

деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности);

производство маркшейдерских работ;

деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности.

Согласно постановлению Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» федеральные ведомства осуществляют следующие виды лицензионной деятельности:

Ростехнадзор:

1. Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

2. Производство маркшейдерских работ.

3. Деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности.

4. Деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения.

МЧС России, Рослесхоз:

1. Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.

2. Лицензирование деятельности по тушению лесных пожаров. МЧС России:

Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Лицензированию не подлежит деятельность добровольной пожарной охраны.

Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 № 1661 утвердило «Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности».

Лицензирование эксплуатации объектов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

2.2. Декларирование опасных производственных объектов

Одной из основных задач декларирования является возложение на руководителей ОПО обязанностей по осуществлению комплекса работ по оценке опасностей эксплуатируемых им объектов с учетом, принятых им мер по предупреждению возникновения и развития аварий.

Разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации ОПО в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на ОПО.

Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию ОПО, а также документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию ОПО.

Ведение реестра деклараций промышленной безопасности осуществляется ФОИВ в области промышленной безопасности в соответствии с административным регламентом.

3.2 Страхование ответственности при эксплуатации опасных объектов

Согласно ст. 15 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116 обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на ОПО осуществляется в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Кроме того, вопросы страхования ответственности при эксплуатации опасных производственных объектов регулируется Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

Данный закон направлен на устранение и снижение опасности внутренних угроз, на обеспечение конституционных прав граждан нашей страны, повышение качества жизни путем гарантирования личной безопасности, а также обеспечение высоких стандартов жизнедеятельности людей.

Осуществление обязательного страхования состоит в том, что владелец опасного объекта обязан на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законодательством, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы граждан и других организаций. Он обязуется возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.

К опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся расположенные на территории РФ:

1) ОПО, которые подлежат регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством о промышленной безопасности ОПО и на которых:

а) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные, а также представляющие опасность для окружающей природной среды);

б) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;

в) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы (в том числе лифты и эскалаторы на объектах торговли, общественного питания, в административных учреждениях и на иных объектах, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан), канатные дороги, фуникулеры;

г) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

д) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях;

2) ГТС, подлежащие внесению в Российский регистр ГТС в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;

3) автозаправочные станции жидкого моторного топлива.

Тема № 3

Потенциально-опасные объекты, расположенные на территории Санкт-Петербурга.

Учебный вопрос: Виды потенциально опасных объектов, расположенных на территории Санкт-Петербурга. Паспорт безопасности территории района Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербург – крупный промышленный центр Северо-Запада России, на территории которого расположено большое количество промышленных объектов, в том числе потенциально опасные объекты (далее – ПОО).

ПОО — это объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек.

К зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.

В соответствии со ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ к особо опасным и технически сложным объектам относятся:

1) объекты использования атомной энергии (в т.ч. ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);

2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;

3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством РФ в области связи;

4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства U≥330 кВ;

5) объекты космической инфраструктуры;

6) объекты инфраструктуры воздушного транспорта, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с воздушным законодательством РФ;

7) объекты капитального строительства инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с законодательством РФ о ж/д транспорте;

8) объекты инфраструктуры внеуличного транспорта;

9) портовые гидротехнические сооружения, относящиеся к объектам инфраструктуры морского порта, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов;

10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;

10.2) подвесные канатные дороги;

11) Опасные производственные объекты (далее – ОПО), подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством РФ о промышленной безопасности ОПО:

а) ОПО I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;

б) ОПО, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 кг и более;

в) ОПО, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.

К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:

1) высота более чем 100 метров;

2) пролеты более чем 100 метров;

3) наличие консоли более чем 20 метров;

4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров.

Отнесение объектов к потенциально опасным является полномочием субъекта РФ.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.06.2006 № 642 создана и работает на постоянной основе Комиссия по отнесению ПОО к классам опасности. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Комиссии, осуществляет Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности.

Постановлением Правительства РФ от 14.08.2020 № 1226 «Об утверждении Правил разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к ПОО» введены 6 категорий опасности ПОО:

ПОО 1 категории опасности (особо высокий уровень опасности) - объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации (далее – ЧС) федерального характера;

ПОО 2 категории опасности (чрезвычайно высокий уровень опасности) объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения ЧС межрегионального характера;

ПОО 3 категории опасности (высокий уровень опасности) - объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения ЧС регионального характера;

ПОО 4 категории опасности (повышенный уровень опасности) - объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения ЧС межмуниципального характера;

ПОО 5 категории опасности (средний уровень опасности) - объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения ЧС муниципального характера;

ПОО 6 категории опасности (низкий уровень опасности) - объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения ЧС не выше локального характера.

Рассматривая внешние и внутренние источники техногенных угроз, характерных для Санкт - Петербурга, можно условно классифицировать их по следующим группам.

Группа № 1 – радиационно опасные объекты

Группа № 2 – химически опасные объекты

Группа № 3 – пожаро-, взрыво-, пожаро-взрывоопасные объекты

Группа № 4 - портовые и гидротехнические сооружения

Распоряжением Правительства РФ от 14.09.2009г. № 1311-р «Об утверждении перечня организаций, эксплуатирующих особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты» определены радиационно опасные объекты (далее – РОО).

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.07.2013 № 473 «О мерах по реализации Указа президента РФ от 13.11.2012 № 1522» определен перечень зон экстренного оповещения населения на территории Санкт-Петербурга в районах химически опасных объектов (далее – ХОО).

Классификация пожароопасных объектов

Виды опасных веществ

Количество опасных веществ, т

1-й класс опасности 2-ой класс опасности 3-й класс опасности 4-й класс опасности
Воспламеняющиеся и горючие газы

2000 и

более

200 и более, но менее 2000

20 и более, но

менее 200

1 и более, но

менее 20

Горючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых складах и базах

500 000 и

более

50 000 и

более, но

менее 500 000

1000 и более,

но менее

50 000

-

Горючие жидкости, используемые в

технологическом процессе или транспортируемые по

магистральному трубопроводу

2000 и

более

200 и более,

но менее 2000

20 и более, но

менее 200

1 и более, но

менее 20

К портовым и гидротехническим объектам относятся ОАО Морской порт Санкт-Петербург и Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений (дамба).

Возможные причины аварий и катастроф. Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС техногенного характера.

Основными причинами техногенных аварий и катастроф являются:

износ оборудования, транспортных средств и основных производственных фондов;

снижение техники безопасности производства, качества сырья и изготовляемой продукции;

недостаточный выпуск и низкий уровень приборов обнаружения и контроля опасных и вредных факторов, а также средств коллективной и индивидуальной защиты от этих факторов;

низкая технологическая надежность систем обеспечения безопасности;

низкая культура производства, снижение компетенции и ответственности специалистов ПОО;

снижение уровня фундаментальных и прикладных исследований в сфере обеспечения жизнедеятельности страны;

увеличение масштабов использования взрыво-, пожаро-, химически-, радиационно-, биологически опасных веществ и технологий;

недостаточность и несогласованность в осуществлении мероприятий по предупреждению и предотвращению аварий и катастроф, снижению людских потерь и материального ущерба;

низкий уровень внедрения новых безопасных ресурсо- и энергосберегающих технологий;

размещение вредных производств и ПОО вблизи от жилых зон;

резкое снижение объемов строительства коллективных и производства индивидуальных средств защиты персонала промышленных объектов и населения;

отсутствие ЛСО об авариях на ПОО;

недостаточная эффективность деятельности аварийно-спасательных служб (далее – АСС) и формирований;

отсутствие необходимых объемов резервов, предназначенных для ликвидации последствий аварий и катастроф.

Предупреждение ЧС – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В целях предупреждения аварий на радиационно, химически и биологически (далее – РХБ) опасных объектах проводятся:

на стадии их проектирования осуществляется государственная экспертиза в области защиты от ЧС;

РХБ опасные объекты и их элементы располагают с учетом розы ветров в данной местности;

ХОО возводят на безопасном расстоянии от рек, водоемов, морского побережья, подземных водоносных слоев и размещают с подветренной стороны жилых зон;

осуществляется разработка и выполнение федеральных целевых программ по предупреждению и преодолению последствий аварий на РХБ опасных объектах;

вокруг РХБ опасных объектов создают зоны наблюдения и санитарно- защитные зоны, в которых не допускается размещение жилых домов, детских дошкольных учреждений, учебных заведений и некоторых других объектов;

выполнение комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий (далее – ИТМ), направленных на повышение защищенности РХБ опасных объектов от источников ЧС различного характера;

обучение персонала на РХБ опасных объектах, повышение технологической и трудовой дисциплины;

создание нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ) на РХБ опасных объектах;

обеспечение специализированными средствами РХБ защиты подразделений, привлекаемых к выполнению работ на загрязненных территориях;

создание систем оповещения, в том числе локальная система оповещения (далее – ЛСО) на ПОО и автоматизированных систем контроля радиационной обстановки на атомная электростанция (далее – АЭС);

декларирование и лицензирование деятельности РХБ опасных объектов;

проведение государственной экспертизы в области предупреждения аварий РХБ опасных объектах;

информирование населения, проживающего вблизи РХБ опасных объектов, о возможных угрозах;

подготовка населения к эвакуации и действиям в случае аварий.

Предупреждение аварий на взрыво- и пожароопасных объектах:

размещение взрыво- и пожароопасных объектов с учетом защитных свойств и других особенностей местности, а производительных сил и поселений на безопасном удалении;

предотвращение аварий на взрыво- и пожароопасных объектах путем повышения безопасности производственных процессов (в т.ч. хранения), а также эксплуатационной надежности оборудования;

разработка и осуществление ИТМ, направленных на предотвращение возникновения источников взрывов и пожаров на объектах, защиту населения и материальных средств;

обучение производственного персонала взрыво- и пожароопасных объектов, повышение технологической и трудовой дисциплины;

наличие противопожарной робототехники с возможностью её доставки на взрыво- и пожароопасных объекты воздушным транспортом;

лицензирование деятельности взрыво- и пожароопасных объектов;

страхование ответственности за причинение вреда на взрыво- и пожароопасных объектах;

информирование населения о потенциальных угрозах на территории проживания вблизи взрыво- и пожароопасных объектов.

Аварии на гидродинамически опасных объектах предупреждают:

Гидротехнические сооружения (далее – ГТС) возводят таким образом, чтобы в зоны возможного катастрофического затопления попадало минимальное число объектов социального и хозяйственного назначения;

предотвращение аварий на гидродинамически опасных объектах путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

разработка и осуществление ИТМ, направленных на предотвращение возникновения источников аварий на гидродинамически опасных объектах, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;

обучение персонала на гидродинамически опасных объектах и повышение технологической и трудовой дисциплины;

декларирование промышленной безопасности на гидродинамически опасных объектах;

информирование населения о потенциальных угрозах на территории проживания вблизи гидродинамически опасных объектов;

подготовка населения к эвакуации в случаях угрозы аварии на гидродинамически опасных объектах.

День гражданской обороны отмечается в России ежегодно 4 октября. Гражданская оборона является составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности страны и выполняет одну из важнейших функций государства.

4 октября 1932 года постановлением правительства была создана общесоюзная система местной противовоздушной обороны СССР (МПВО) и утверждено положение о ней. Именно с этого времени и началось создание системы Гражданской обороны страны. В 1961 году МПВО была преобразована в гражданскую оборону (ГО) СССР. В это время были разработаны теоретические основы защиты населения, а на территории всей страны осуществлен комплекс организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других специальных мероприятий.

26 апреля 1986 года, после аварии на Чернобыльской АЭС, на ГО были возложены задачи борьбы с природными и техногенными катастрофами. В ноябре 1991 года, после создания Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС России), в его состав вошли войска гражданской обороны.

В настоящее время в России сформирована и эффективно действует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая является национальной системой противодействия кризисным явлениям. В 1993 году МЧС России вошло в Международную организацию гражданской обороны (МОГО), имеет в постоянном секретариате МОГО представителей и участвует во всех основных мероприятиях, проводимых этой организацией.

В наше время, когда усложняются технологические процессы, на производстве применяется всё больше сильнодействующих ядовитых веществ, легковоспламеняющихся жидкостей, когда происходят катастрофы и стихийные бедствия, значительно возросла социально-экономическая значимость гражданской обороны.

Уроки чернобыльской катастрофы и других чрезвычайных ситуаций указали на необходимость проведения целого комплекса мероприятий по приведению гражданской обороны в соответствие с социально-экономическими преобразованиями, проводимыми в стране. Она становится самостоятельным ведомством в структуре исполнительной власти. Государственный комитет по чрезвычайным ситуациям получает статус Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Все это, естественно, не могло не отразиться на состоянии современной гражданской обороны и перспективах ее развития. Силы гражданской обороны, существующие с прошлого века, сохранены по сегодняшний день и представляют собой современные спасательные центры, а также организации гражданской обороны, научно-исследовательские институты, учебные заведения и территориальные органы МЧС России по субъектам Российской Федерации.

Как и прежде, среди приоритетов гражданской обороны, в первую очередь, остаётся обеспечение безопасности населения. А пожарно-спасательные подразделения, оперативные службы, отвечающие за безопасность граждан, продолжают работать в режиме постоянной боевой готовности.

Успешно развивается система оповещения населения, которая представляет собой сеть информационных центров, светодиодных экранов, плазменных панелей и устройств типа «бегущая строка». Они устанавливаются на улицах и пунктах информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей - торговых комплексах, стадионах, учебных заведениях, дворцах спорта и др.

Но не стоит забывать, что гражданская оборона является всенародным делом. Жители должны быть готовы к любым чрезвычайным ситуациям, знать, как правильно действовать, куда идти и как оказать необходимую помощь себе, своим близким или пострадавшему человеку. Поэтому подготовка населения к осуществлению задач гражданской обороны складываются из целого комплекса мероприятий. Наиболее важными из них, направленными непосредственно на защиту населения, являются обучение населения мерам защиты и оказанию, само- и взаимопомощи, проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения. Хотя эти мероприятия далеко не исчерпывают всей деятельности гражданской обороны по подготовке населения к защите от угроз военного и мирного времени, они составляют ее основное содержание. Территориальными органами МЧС России постоянно проводятся учения по гражданской обороне в школах, учреждениях, объектах экономики и предприятиях, и организуются они повсеместно, в самых отдаленных сёлах, районах и городах.

Огромный материальный, технический и человеческий ресурс гражданской обороны в настоящее время содержится не только для решения гипотетических задач военного времени, но и активно используется в нашей повседневной жизни. В условиях современной реальности работа гражданской обороны, как и прежде, продолжает оставаться актуальной, а по некоторым направлениям приобретают еще большую значимость.

4 октября в период с 10:30 до 11:00 в Санкт-Петербурге планируется проведение комплексной проверки готовности региональной системы оповещения населения
Санкт-Петербурга с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения Санкт-Петербурга.

На всей территории Санкт-Петербурга будут включены электромеханические сирены, специализированные технические средства оповещения, устройства информирования
и оповещения будут задействованы телевизионные каналы
и радиовещательные станции, технические средства организаций, сопряженные с системой оповещения города и другие технические средства.

Тема № 2

Организационные основы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

Учебный вопрос: Санкт-Петербургская территориальная подсистема РСЧС.

В Российской Федерации создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее РСЧС).

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Принцип построения РСЧС – территориально-производственный.

РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются ФОИВ субъектов и государственными корпорациями (согласно приложению к Постановлению Правительства РФ № 794) для организации работы в области защиты населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов и государственных корпораций.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

РСЧС действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном, объектовом уровнях.

Организационно РСЧС предусматривает сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и средствами.

Руководители органов исполнительной власти любого уровня, руководители объектов экономки являются руководителями соответствующих подсистем РСЧС и несут персональную ответственность за решение возлагаемых на подсистему РСЧС задач. В своей деятельности РСЧС опирается на материальные и людские ресурсы государства.

Санкт-Петербургская территориальная подсистема предупреждения и ликвидации ЧС является составной частью РСЧС. Санкт-Петербургская подсистема предназначена для организации работы в области защиты населения и территории от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Санкт-Петербургская подсистема РСЧС объединяет органы управления, силы и средства ИОГВ СПб и организаций, расположенных на территории СПБ, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности (далее ОПБ).

Санкт-Петербургская подсистема состоит из районных звеньев.

Районные звенья СПб подсистемы РСЧС создаются администрациями районов СПб для организации работы в области защиты населения и территорий от ЧС и ОПБ на территориях соответствующих районов СПб.

Организация, состав сил и средств районных звеньев, а также порядок их деятельности определяются положениями о них. Положения о районных звеньях утверждаются в установленном порядке администрациями районов СПб по согласованию с уполномоченным органом.

Объектовый уровень СПб подсистемы РСЧС включает учреждения, предприятия и организации, расположенные на территории СПб, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации) для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ОПБ в организациях в соответствии с их полномочиями [6].

Санкт-Петербургская территориальная подсистема РСЧС создается на трех уровнях: городском, районном, объектовом [6].

Городской уровень включает в себя отраслевой подуровень.

Отраслевой подуровень городского уровня подсистемы включает ИОГВ СПб, за исключением администраций районов СПб, для организации работы в области защиты населения и территорий от ЧС и ОПБ в сфере деятельности этих органов в соответствии с их полномочиями.

Районные звенья СПб подсистемы создаются администрациями районов СПб для организации работы в области защиты населения и территорий от ЧС и ОПБ на территориях соответствующих районов СПб.

Объектовый уровень СПб подсистемы включает учреждения, предприятия и организации, расположенные на территории СПб, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ОПБ в организациях в соответствии с их полномочиями.

На каждом из уровней СПб подсистемы, включая отраслевой подуровень городского уровня создаются:

координационные органы;

постоянно действующие органы управления;

постоянно действующие органы, обеспечивающие управление СПб подсистемой (кроме объектового уровня);

органы повседневного управления;

силы и средства, резервы финансовых ресурсов, резервы материальных ресурсов (за исключением районных звеньев СПб подсистемы), системы связи и оповещения органов управления и сил СПб подсистемы, системы оповещения населения о ЧС и системы информирования населения о ЧС.

Координационными органами СПб подсистемы являются:

на городском уровне (в пределах территории СПб) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее КЧС и ОПБ) Санкт- Петербурга;

на отраслевом подуровне городского уровня (в сфере деятельности ИОГВ Санкт- Петербурга, кроме администраций районов СПб) – КЧС и ОПБ ИОГВ Санкт- Петербурга;

на районном уровне (в пределах территорий районов СПб) – КЧС и ОПБ соответствующих районов СПб;

на объектовом уровне (в пределах территорий организаций) – КЧС и ОПБ соответствующих организаций.

Постоянно действующими органами управления СПб подсистемы являются:

на городском уровне – Главное управление МЧС России по г. СПб;

на отраслевом подуровне городского уровня – структурные подразделения (государственные гражданские служащие) соответствующих ИОГВ СПб, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС;

на районном уровне – структурные подразделения, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС на территориях соответствующих районов СПб;

на объектовом уровне – структурные подразделения организаций, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.

Постоянно действующими органами, обеспечивающими управление Санкт- Петербургской подсистемой, являются:

на городском уровне – Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности (далее – КВЗПБ);

на районном уровне – подведомственные учреждения КВЗПБ на территориях соответствующих районов СПб.

Органами повседневного управления СПб подсистемы являются:

ЦУКС Главного управления МЧС России по г. СПб;

дежурная служба Аппарата Губернатора СПб, дежурные и дежурно-диспетчерские службы (далее ДДС) ИОГВ СПб и организаций,

интегрированные в государственную информационную систему СПб «Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город».

К силам и средствам СПб подсистемы РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства ИОГВ СПб, организаций и общественных объединений, предназначенные и привлекаемые для предупреждения и ликвидации ЧС.

Вывод. Санкт-Петербургская территориальная подсистема РСЧС является составной частью РСЧС и объединяет органы управления, а также силы и средства СПб подсистемы РСЧС. Санкт-Петербургская территориальная подсистема РСЧС предназначена для предупреждения ЧС, их ликвидации в случае возникновения, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды, уменьшения ущерба.

Тема № 2

Организационные основы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

Учебный вопрос: Организационные основы гражданской обороны Санкт-Петербурга.

Гражданская оборона (ГО) - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера .

ГО в СПб организуется и ведется на всей территории СПб в соответствии с:

законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти (далее ФОИВ), уполномоченного на решение задач в области ГО, Положением об организации и ведении ГО в СПб .

Руководство ГО в Санкт-Петербурге.

в СПб осуществляет Губернатор СПб;

на территориях районов СПб осуществляют главы администраций соответствующих районов СПб;

в иных исполнительных органах государственной власти (далее ИОГВ) СПб осуществляют их руководители;

в организациях осуществляют их руководители.

Органами, осуществляющими управление гражданской обороной в СПб, являются:

на территории СПб - орган, уполномоченный решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ - Главное управление МЧС России по Санкт-Петербургу;

на территориях районов – территориальные отделы по районам СПб, управления гражданской защиты ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу;

в организациях - структурные подразделения, уполномоченные на решение задач в области ГО.

В целях подготовки к ведению и ведения ГО руководители ГО соответствующих уровней издают приказы и распоряжения.

Приказы и распоряжения руководителей ГО в пределах их компетенции в области ГО обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами.

Координацию деятельности ИОГВ, органов местного самоуправления в СПб и организаций в области ГО на территории СПб осуществляет ИОГВ СПб, уполномоченный Правительством СПб на решение задач в области ГО.

Для организации управления мероприятиями по ГО и действиями сил ГО на территории СПб в установленном порядке создаются органы, осуществляющие управление ГО.

Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий, мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций, а также иных специальных мероприятий по ГО Правительством СПб, ИОГВ СПб и организациями заблаговременно в мирное время при необходимости могут создаваться в установленном порядке соответствующие коллегиальные органы (далее - комиссии). Решения о создании комиссий принимают соответствующие руководители. Комиссии возглавляются соответствующими руководителями или их заместителями [5].

Для решения задач в области ГО, реализуемых на территории СПб, создаются силы ГО. В состав сил ГО СПб входят аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, а также создаваемые в установленном порядке на военное время в целях решения задач в области ГО специальные формирования.

ИОГВ СПб и организации независимо от их организационно-правовых форм в целях решения задач в области ГО и в соответствии с установленными федеральным законодательством полномочиями в области ГО создают и содержат силы, средства, объекты ГО, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по ГО.

Координацию деятельности по созданию, учету, оснащению, подготовке, планированию действий и применению сил ГО на территории СПб осуществляет территориальный орган ФОИВ, уполномоченного на решение задач в области ГО по Санкт-Петербургу.

Для осуществления управления ГО Правительство СПб, ИОГВ СПб, в соответствии с полномочиями в области ГО создают и поддерживают в постоянной готовности технические системы управления ГО, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Вывод. ГО в Санкт-Петербурге является частью системы общегосударственных оборонных мероприятий. Она содержит силы и средства в постоянной готовности и готова к выполнению задач по предназначению.

opeka

Обращения раждан

Госсуслуги ПОС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

График работы:

Понедельник - Четверг:
с 09-00 до 17-30
Пятница:
с 09-00 до 17-00
Технический перерыв:
с 13-00 до 14-00
телефон секретаря
274-54-06
Часы приема отдела опеки и попечительства
понедельник
с 10-00 до 13-00
четверг
с 14-00 до 17-30

График приема отделов Администрации

График приема депутатов

Меню

Госсуслуги обращения

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Информация




  proс

gbdd

reestr

ond

umvd

soczialnyj fond rossii 1

pr

pr

Полезные ссылки

usynovite

1404978832 korruption avgust a4

pravo banner 0

693

banner1

 

246x85 

Приложение 3 Логотип ОАТОС

tos

1551505370 yl0qmxvhnzq

background 1 04

 

 

  • 18.06.2013 nar plokat  spb2.pngantinark2.jpg Открытые данные                                                           
  •