Экологический праздник 12 ноября – Синичкин день - появился в России несколько лет тому назад. С инициативой о его учреждении выступили представители Союза охраны птиц России. Установили конкретную дату – 12 ноября. Но данный шаг не был случайностью. У славян существует поверье, согласно которому именно к 12 ноября к жилью человека прилетают зимующие пернатые типа свиристелей и соек. Среди них обязательно присутствуют и желтогрудые синицы.
В этот день жители разных населенных пунктов страны готовятся к встрече «зимних гостей» – птиц, остающихся на зимовку в наших краях: синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей. Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и «синичкины лакомства»: несолёное сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса, – делают и развешивают кормушки.
Синица считается одной из самых популярных птиц в нашей стране. Достаточно вспомнить пословицу: лучше синица в руках, чем журавль в небе. Впрочем, синички не любят тесных контактов с людьми и предпочитают держаться на расстоянии. Даже во время больших холодов синички стараются брать еду из рук человека на лету. Кстати, название «синица» произошло вовсе не от синего оперения этих птиц, как многие могут подумать. Своё имя они получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!». Специалисты-орнитологи утверждают, что именно полет синицы, а не ястреба, журавля, аиста или вороны — это яркий пример экономного расхода сил и энергии. Именно поэтому птички- синички летают с огромной скоростью, но при этом довольно редко взмахивают крыльями.
С XVII века царскими указами запрещалось убивать синиц. А тому, кто убьет это пернатое, полагалось суровое наказание — могли либо высечь, либо взять крупный штраф.
Такой праздник может стать отличным поводом для того что б на выходных всей семьей сделать кормушку для птиц и заготовить лакомства!
Санкт-Петербург по праву гордится своим званием Северной Венеции. С весны по осень круглые сутки различные лодки, катера и корабли перевозят по рекам и каналам туристов и грузы. Редкий гость нашего города упустит возможность понаблюдать с воды за разведением мостов в период навигации, а самым увлекательным способом добраться до Петергофа уже многие годы остаётся полёт-поездка на стремительном крылатом «Метеоре».
При этом эксплуатация водного транспорта подразумевает не всегда очевидные для обывателя особенности. В ходе работы силовых установок и различных механизмов на судах образуются технические воды, загрязнённые нефтепродуктами. Эти воды, собирающиеся в льяле (нижней части трюма), получили название льяльных или подсланевых (называемых так из-за решетчатых полов машинных отделений – сланей).
Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов запрещает сброс нефтесодержащих смесей за борт, а соответственно всем судовладельцам необходимо решать вопрос с их утилизацией. Эта проблема встаёт и перед владельцами судов в Санкт-Петербурге. Тем более что они обязаны сдавать сточные воды во вполне конкретные сроки, определённые автономностью хода конкретного судна. Автономность – это способность судна непрерывно находиться в рейсе, не причаливая для пополнения тех или иных запасов или, наоборот, для сдачи накопившихся отходов. Она измеряется в сутках и закладывается ещё на этапе проектирования судна. Для речных судов, естественно, этот срок невелик. В среднем для судов, используемых в акватории Санкт-Петербурга, он составляет порядка шести дней, а объём образованных вод, загрязнённых нефтепродуктами, достигает двухсот-пятисот литров. И чем старше судно, тем больше таких вод в нём образуется, и тем сильнее они загрязнены.
По различным причинам коммерческим компаниям не выгодно развивать бизнес по приёму с судов сточных вод, количество частных пунктов приёма стремительно сокращается и приближается к нулю. Для Санкт-Петербурга такая ситуация носит угрожающий характер и несёт риск загрязнения водных объектов несанкционированными сбросами. В условиях отсутствия цивилизованных и удобных мест сбора отходов недобросовестным судовладельцам проще слить загрязнённые воды в тихой заводи. А учитывая связанность всех водных объектов и статуса Невы, как основного источника питьевого водоснабжения крупнейшего мегаполиса, такие действия в случае массовости могут привести к настоящей катастрофе.
Именно поэтому с 2015 года подведомственное Комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности предприятие «ПИЛАРН» ведёт работу по развитию государственной системы приёма сточных вод с плавсредств, находящихся в акватории Санкт-Петербурга. Предприятие принимает не только воды загрязнённые нефтефтепродуктами, но и хозяйственно-бытовые стоки. Откачивает фекальные отходы из биотуалетов и специальных танков, установленных на прогулочных судах.
Проблема утилизации хозяйственно-бытовых и фекальных вод, а также бытового мусора становится более понятной, если произвести нехитрый подсчёт. У туристических компаний популярностью пользуются двухпалубные речные суда типа «Москва». Каждое судно в среднем перевозит за рейс до 240 пассажиров, а самих рейсов в разгар летнего сезона может быть до десяти в сутки. Таким образом, одно судно в сутки перевозит порядка двух тысяч четырёхсот человек. И многим из пассажиров необходимо воспользоваться туалетом, выбросить различные бумажки-обёртки. Уже к концу первых суток работы судна его документально установленная автономность может быть исчерпана, появляется необходимость передать жидкие и твёрдые отходы для дальнейшей утилизации.
Работа по приёму отходов с судов требует системного подхода.Этот вопрос уже неоднократно обсуждался на заседаниях постоянной комиссии по экологии и природопользованию Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Кроме того, 12 сентября члены постоянной комиссии приняли участие в совместном рейдепо пунктам приёма сточных вод с судов со специалистами Комитета по природопользованию, транспортной прокуратуры, Росприроднадзора, Балттехмордирекции, Агентства внешнего транспорта и Ассоциации пассажирских судов Санкт-Петербурга.
В ходе осмотра пунктов по приёму сточных вод участники рейда определили основной перечень проблем, препятствующих развитию этой системы. В первую очередь в этот перечень было занесено отсутствие необходимого количества плавучих пунктов. В настоящий момент «ПИЛАРН» принимает льяльные воды в центре города на реке Фонтанке в бункеры катеров, предназначенных для ликвидации нефтеразливов.Пункт приёма на набережной Макарова, хоть и работает на базе уже довольно старого судна, способен принимать все виды отходов. Однако здесь возникает новая проблема - он формально расположен уже в морской акватории и однопалубные суда типа «Мойка», «Фонтанка» и им подобные не имеют права выхода в эту зону, находящуюся в сфере ответственности не речного, а морского порта. Расширение зоны ответственности речного порта вплоть до вантового моста позволит речным судам подходить к пункту приёма и сдавать все типы отходов за один раз.
Следующим препятствием для развития всего речного транспорта становится отсутствие оборудованных причалов и мест для стоянки судов, где можно было бы расположить и пункты приёма отходов. Данный вопрос уже выходит за рамки охраны природы и должен решаться совместными усилиями с органами власти правительства Санкт-Петербурга, отвечающими за инвестиции и имущественные отношения.
В настоящий момент даже государственный природоохранный флот не имеет постоянного и удобного места базирования. Такая база жизненно необходима, ведь городской флот отвечает не только за очистку водных объектов, но и в зимнее время обеспечивает функционирование судоходного фарватера. Также ведётся борьба с так называемыми «зажорами» - местами скопления льда, препятствующими естественному стоку воды, и приводящими к зимним наводнениям выше по течению. Для этих целей используется ледокол «Невская застава», а в пару к нему уже строится новый ледокол. Соответственно и база для судов должна быть в таком месте, которое можно использовать не просто круглогодично, но и обеспечить максимально быстрый подход судов к крайним точкам мест ответственности природоохранного ведомства для как можно более быстрой ликвидации аварий, таких как ледовые зажоры или нефтеразливы.
Также проблемой является и проверка судов на наличие документов, подтверждающих сдачу подсланевых вод в соответствии со сроками автономности. Природоохранные и надзорные органы имеют право только на проведение плановых проверок судовладельцев, обязаны предупреждать о таких проверках заранее. А это даёт широкие возможности для фальсификации документов. В итоге по результатам проверки у судна документы в порядке, а уж куда и как на самом деле сливались отходы - остаётся неизвестным. Тем более что специальные пломбы на выпусках накопительных ёмкостей капитаны ставят самостоятельно, самостоятельно же и ставят отметки о времени установки очередной пломбы.
Председатель постоянной комиссии, член фракции «Единая Россия» Мария Щербакова выразила уверенность в том, что необходимо наращивать объёмысовременного оборудования, которое позволит безопасно принимать как льяльные, так и хозяйственно-бытовые воды и твёрдые отходы с речных судов. Сейчас большинство судов для откачки фекальных вод пользуется услугами ассенизаторских автомобилей, льяльные воды сдаёт на специальные катера предприятия «ПИЛАРН», а утилизация бытовых отходов и вовсе непрозрачна. Единые плавучие базы позволят быстро и эффективно сдавать все виды отходов за один раз и в одном месте.Кроме того, у органов власти появится возможность отслеживания процесса утилизации, а судовладельцы получат комфортный и удобный, а главное легальный способ избавления от судовых отходов.
Также депутат Мария Щербакова поддержала основные направления концепции развития сети сбора отходов с судов, разработанную Комитетом, в частности переход от ликвидации загрязнений к их предотвращению. Долгое время «ПИЛАРН» использовался именно для ликвидации нефтеразливов на акватории города. А ведь даже его название является аббревиатурой от «предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти», то есть предупреждение должно идти на первом месте. И именно сейчас, создавая сеть сбора загрязнённых нефтепродуктами сточных вод, городские службы предотвращают их попадание в открытые водоёмы.
Кроме того, Мария Щербакова отметила, что городу необходимо определить удобные места размещения как природоохранного флота, так и баз для приёма отходов, ведь сейчас в связи с активной застройкой набережных остаётся всё меньше и меньше мест для причаливания и оборудования стационарных судовых стоянок.
Для ускорения темпов и более эффективной работы всех заинтересованных сторон участники рейда приняли решение создать рабочую группу и наметить пошаговый план по преодолению всех сложностей. Совместная работа законодателей, надзорных органов и бизнеса должна отвести угрозу от водной глади - одного из главных достояний нашего города. Постоянная комиссия по экологии и природопользованию Законодательного Собрания во главе с Марией Щербаковой станет координатором данной деятельности, ведь именно законодатели, в конечном итоге, определяют правила для всех остальных игроков.
В нашем календаре появляется все больше дат, связанных с экологией. Сегодня, 24 октября, одна из них. В 2014 году Россия присоединилась к ежегодному празднованию Международного Дня без бумаги. В МО Смольнинское одобряют экономный подход к использованию бумажной продукции.
Цель праздника - показать на реальных примерах, как и с помощью каких технологий каждая организация может внести свой вклад в сохранение природных ресурсов, и привлечение внимания компаний и людей по всему миру к современным безбумажным технологиям.
Уникальность акции в том, что она приносит пользу не только природе, но и бизнесу. Использование технологий электронного документооборота, оптимизация бизнес-процессов в компаниях позволяют организациям постепенно сокращать расходы на печать, хранение и транспортировку бумаги.
Идеолог Международного Дня без бумаги Ассоциация по вопросам Управления Информацией и Изображениями (Association for Informationand Image Management, AIIM). «Научимся использовать бумагу рационально!», - таков основной лозунг инициативы. По данным организации, экономия или переработка тонны бумаги позволяет «спасти» 17 деревьев, 26000 литров воды, 3 кубических метра земли, 240 литров горючего и 4000 кВт/ч электричества. К тому же, по данным AIIM, 45% бумажных документов выбрасываются в течение 24-х часов после их создания.
Для сторонников такого бережного отношения к бумаге–это не только повод поделиться опытом использования безбумажных технологий, но и способ внести свой вклад в защиту экологии с пользой для бизнеса и жизни.
Статьей 11 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Право использования акватории водных объектов, забора воды, приобретается на основании договоров водопользования.
Предоставление в пользование водных объектов, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, на основании договоров водопользования либо решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляет Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (191123, г. Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д.20, лит. В).
Предоставление водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование осуществляет Невско-Ладожское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (199004, г. Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., д. 26).
Подробные требования к порядку и срокам заключения договора водопользования отражены в постановлении Правительства Российской Федерации№ 165от 12.03.2008.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность по ст. 7.6 за самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условийв виде штрафа для граждан в размере до трех тысяч рублей; для юридических лиц – до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В связи с вышеизложенным, природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга настоятельно рекомендует физическим и юридическим лицам задуматься о последствиях совершения противоправных действий по осуществлениюводопользования в отсутствие необходимой разрешительной документации.
Статьей 11 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Право использования акватории водных объектов, забора воды, приобретается на основании договоров водопользования.
Предоставление в пользование водных объектов, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, на основании договоров водопользования либо решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляет Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (191123, г. Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д.20, лит. В).
Предоставление водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование осуществляет Невско-Ладожское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (199004, г. Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., д. 26).
Подробные требования к порядку и срокам заключения договора водопользования отражены в постановлении Правительства Российской Федерации№ 165от 12.03.2008.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность по ст. 7.6 за самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условийв виде штрафа для граждан в размере до трех тысяч рублей; для юридических лиц – до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В связи с вышеизложенным, природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга настоятельно рекомендует физическим и юридическим лицам задуматься о последствиях совершения противоправных действий по осуществлениюводопользования в отсутствие необходимой разрешительной документации.
Заместитель природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга Лазаридис Ники Феодоровна
Роспотребнадзор разрабатывает законопроект о поэтапном сокращении производства одноразовых пластиковых пакетов, которые продаются в магазинах. В дальнейшем их полностью запретят в нашей стране.
На их смену придут бумажные пакеты, многоразовые сумки и изделия из биоразлагаемого пластика.
По данным газеты «Известия», Минприроды и экологии уже поддержали эту инициативу. Предложения о поправках в закон об отходах производства уже готовы и должны пройти согласование в заинтересованных ведомствах.
Напомним, что срок разложения пластика составляет более 400 лет. С 1950-х годов в мире произвели 8,3 млрд тонн пластика. Столько же весят 40 млн голубых китов, самых крупных животных на Земле. Сегодня полиэтиленовые пакеты можно найти везде: от Марианской впадины до Эвереста.
Сегодня движение раздельного сбора отходов стало очень популярным в Санкт-Петербурге. Все больше жителей нашего округа участвуют в ежемесячных акциях «РазДельногоСбора» на улице Марата, 23. Тем не менее, с октября 2019 года полностью исключили из списка принимаемого вторсырья: пластик ПЭТ 1, стекло и макулатуру. По словам руководителя движения «РазДельныйСбор», Татьяны Нагорской: «мы исключили такое вторсырье, чтобы люди сдавали его в контейнеры раздельного сбора на придомовых территориях. Сегодня в городе их насчитывается более 1600 штук».
К сожалению, в нашем округе Смольнинское находится лишь один контейнер, принимающий бутылки ПЭТ 1 по адресу: Синопская наб., 24 Р. Стекло и металл можно сдать на Кирилловской ул., д.1 и на 5-й Советской ул., д. 24/26 (куда можно также сдать макулатуру). Найти контейнеры раздельного сбора в нашем городе можно на карте – https://recyclemap.ru/spb .
Среди наиболее популярных пунктов приема вторсырья можно выделить экостанцию «Правила деления» в Меге Парнас, где принимают 8 видов отходов — бумага, картон, упаковка типа «TetraPak», стекло, ПЭТ-бутылки, твердый пластик типов «2», «4», «5» и металл. Отметим, что самым ответственным участникам МЕГА выдает новый паспорт экоактивиста. За 10 посещений можно получить подарок от МЕГИ и забрать его на инфостойке, а за 15 посещений есть возможность получить подарок от ИКЕА. Время работы экостанции: ежедневно, в часы работы торгового центра МЕГА. Местонахождения: на парковке перед заездом на крытый паркинг.
Другая удобная альтернатива приема вторсырья – «Экотакси». В центре города они работают по пятницам с 09.00 до 20.00. Стоимость вывоза от 400 руб.,включающий в себя 3 продуктовые сумки типа "Окей", "Лента", "Карусель". Каждая следующая такая сумка +50 руб. Подробнее ознакомиться с работой Экотакси и полным списком принимаемого вторсырья можно в их официальной группе в Вконтакте - https://vk.com/ecotaxispb.
Совсем недавно появилась услуга «экокурьера», готового забрать вторсырье на переработку. Узнать подробности работы можно по телефону - +7 (931) 001-22-27 или в официальной группе - https://vk.com/ecocourseru.
Возникает самый главный вопрос – почему нет контейнеров раздельного сбора в нашем округе? И когда мы наконец-то перейдем официально на городском уровне на раздельный сбор отходов?
На сегодняшний день в Санкт-Петербурге так и не принята «мусорная реформа» (ФЗ-458 внесение изменений в ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления»). Правительству города дана отсрочка до 2022 года. По этой причине нет и регионального оператора. А значит, механизм организации раздельного сбора на внутридомовых территориях полностью зависит от самих инициативных граждан. Сообщество «РазДельныйСбор» готово консультировать и поддерживать подобные действия жителей, выступая мостиком между жителями, ТСЖ, компаниями-переработчиками и муниципалами. В их официальной группе можно скачать методические рекомендации для управляющих компаний и ТСЖ по организации системы раздельного накопления отходов с углубленными разъяснениями для Санкт-Петербурга - https://vk.com/doc-31712887_499005704.
Доказано, что раздельное накопление наиболее востребованных пластиков, макулатуры, стеклотары и металлов, сокращает объемы ТКО как минимум на 30%. В этом случае образуется уже 210 м3 ТКО вместо 300 м3 за месяц. Оставшиеся 30% объема накопленных раздельно отходов могут быть вывезены бесплатно (идеальный вариант), либо по более низкой стоимости.
В свою очередь, Администрация МО Смольнинское обязана работать в соответствие с Законом Санкт-Петербурга № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге».
Согласно статье 10 Закона к вопросам местного значения в области экологии относятся:
пункт 44 - осуществление экологического просвещения, а также организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
пункт 2 - участие в мероприятиях по охране окружающей среды в границах муниципального образования, за исключением организации и осуществления мероприятий по экологическому контролю;
пункт 9 - осуществление благоустройства территории муниципального образования, включающее оборудование контейнерных площадок на дворовых территориях.
Таким образом, Администрация, исходя из своих полномочий, готова поддерживать инициативных граждан и совместно с ними информировать жильцов дома о предстоящих нововведениях в области раздельного накопления отходов, но сам толчок к действиям должен исходить от самих жителей. К тому же, стоит оценивать возможности выбранного двора: достаточно ли там места для установки дополнительных контейнеров для раздельного сбора отходов, не будет ли сложностей с подъездом нескольких мусоровозов для вывоза мусора, как отнесутся жильцы дома, если к ним будут приходить жители из других дворов для сдачи вторсырья в их контейнеры. Подобные вопросы важны и их стоит предусмотреть до начала переговоров с управляющей компанией или ТСЖ и муниципалами. Но как говорится, «нет ничего невозможного», и даже в нашем историческом центре города найдутся дворы, в которых могут потесниться контейнеры для смешанного мусора и вторсырья.
Администрация МО Смольнинское регулярно публикует статьи и посты на экологическую тему на своем официальном сайте и в группе в Вконтакте. Следите за нашими новостями!
В сентябре 2019 года петербуржцы сдали в экомобили и экобоксы 7,6 тонн опасных отходов. Всего с начала года на переработку направлено более 74 тонн опасных отходов.
Чаще всего горожане приносят батарейки и малогабаритные аккумуляторы: за сентябрь собрано 5 тонн. Активно сдают в переработку ртутные лампы – 2,3 тонны.
В этом году расширен список приема опасных отходов. Петербуржцы приносят в экомобили оргтехнику и периферийные устройства.
Переработка опасных отходов на специализированных предприятиях позволяет не только снизить уровень загрязнения окружающей среды, но и повторно использовать значительную часть содержащихся в них материалов. Батарейки и аккумуляторы необходимо собирать и утилизировать отдельно от других твердых коммунальных отходов.
В экомобили можно сдавать: энергосберегающие и ртутные лампы, градусники и прочие бытовые ртутьсодержащие приборы (термометры, тонометры и т.п.), химические источники тока (аккумуляторы и батарейки), а также отработанную оргтехнику.
График и места стоянки экомобилей на территории МО Смольнинское.
Водители экомобилей отвечают по контактному телефону только во время стоянок, указанном в графике.
ОКТЯБРЬ 2019
Число | День | Адрес стоянки | Время | Контакт |
11.10 | пт | Греческий пр. д.23-25 | 13:30-14:30 | 8 952 219-79-02 |
11.10 | пт |
ст. м. Чернышевская, пр. Чернышевского между домами 18-20 |
16:30-17:30 | 8 952 219-79-02 |
17.10 | чт | ул.Мытнинская д.14-16 | 16:30-17:30 | 8 952 219-89-03 |
17.10 | чт | Суворовский пр. д. 60 | 18:00-19:00 | 8 952 219-89-03 |
20.10 | вс | Греческий пр. д.23-25 | 13:30-14:30 | 8 952 219-90-23 |
20.10 | вс |
ст. м. Чернышевская, пр. Чернышевского между домами 18-20 |
16:30-17:30 | 8 952 219-90-23 |
27.10 | вс | ул.Мытнинская д.14-16 | 16:30-17:30 | 8 952 219-87-43 |
27.10 | вс | Суворовский пр. д. 60 | 18:00-19:00 | 8 952 219-87-43 |
30.10 | ср | Греческий пр. д.23-25 | 13:30-14:30 | 8 952 219-78-79 |
30.10 | ср |
ст. м. Чернышевская, пр. Чернышевского между домами 18-20 |
16:30-17:30 | 8 952 219-78-79 |
Список и адреса установки экоконтейнеров
Также вы можете посмотреть места установки экоконтейнеров в районе на карте.
Наименование места установки | Адрес установки | Примечание |
СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №38» | 2-я Советская ул., д.4 | |
СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №38» | Кавалергардская ул., д. 26 | |
АЗС «ПТК» № 18 | Таврический пер., д. 13, лит. А | |
ГБОУ СОШ № 174 Центрального района | Дегтярный пер., д.24, лит А | в шаговой доступности перекрёсток Заячий пер. и Дегтярный пер. |
На заводе по переработке пластмасс имени «Комсомольской правды» разработали технологии, позволяющие из пластикового мусора производить новые изделия.
Уже сегодня на предприятии выпускаются около пятидесяти видов различных изделий из вторсырья. По словам генерального директора объединения Сергея Цыбукова, если технология станет массовой, то мы больше не будем испытывать угрызения совести из-за того, что необратимо загрязняем планету, покупая воду в ПЭТ-бутылках или продукты в контейнерах.
Проблема пластикового мусора стала сегодня в мире просто кричащей. По данным экспертов, человечество уже произвело восемь миллиардов метрических тонн пластика, и эта цифра непрерывно растет. Половина всех пластиковых изделий становится мусором меньше чем через год после выхода с конвейера. Большая часть этих отходов не перерабатывается, а попадает на свалки, а оттуда – часто в сточные воды. В общей сложности в Мировой океан ежегодно проникает восемь миллионов тонн ПЭТ – одного из самых популярных видов пластика и ключевого компонента в производстве упаковки для продуктов питания, напитков и текстильных волокон.
По прогнозам, к 2050 году в океанах и морях будет плавать больше пластмассы, чем рыбы. Токсичные отходы попадают в организм морских обитателей, а вместе с ними микрочастицы пластика оказываются в организме человека. Увы, Россия тоже вносит свой вклад в загрязнение окружающей среды. По статистике, только 6 процентов полимерных отходов мы перерабатываем, остальное – либо хранится на полигонах, либо выбрасывается.
Переработка вместо свалки
Однако в последнее время ситуация начала меняться. Одним из лидеров в РФ по переработке пластикового вторсырья стало НПО имени «Комсомольской правды». Сергей Цыбуков отмечает, что предприятие начало заниматься переработкой полимеров два года назад, войдя в число участников полимерного кластера Петербурга. Впрочем, тогда в планы объединения не входила задача заниматься рециклингом плотно.
– Представлялось, что будет достаточно написать технологические регламенты, подобрать продукцию, описать бизнес-процессы и профстандарты – показать, как должен выглядеть цех для переработки пластика, – говорит Цыбуков.
Но специалисты объединения подошли к делу основательно. Для создания цеха по переработке пластика было выделено помещение площадью 600 кв. метров, около 150 млн рублей собственных инвестиций, закуплены современные станки, среди которых есть даже австралийские и итальянские. Технологический процесс, профессиональные стандарты, уникальные смеси для производства изделий из переработанного пластика – все это уже создано, запатентовано и запущено в работу.
Эксперты говорят, что аналога такой площадки, специализирующейся на переработке полимерного вторсырья, в России нет. Сегодня на ней выпускается около пятидесяти наименований разных изделий. Среди них – ведра, лейки, пластиковые ящики и вентиляционные решетки. Из вторсырья на заводе также делают облицовку светофоров, детали для холодильников и автомобилей. Одна из новинок полимерного цеха вторичной переработки – сани из морозоустойчивых материалов для использования в Арктике. Испытания показали, что они выдерживают и сильные морозы, и поездки по снегу на дальние расстояния.
За год в общей сложности на предприятии выпускается 100 тысяч единиц продукции. По словам представителей завода, убеждать покупателей не нужно. Цена изделий из переработанных пластиковых бутылок на 30 – 40 процентов ниже, чем у аналогов, выполненных из первичных материалов, а качество ничуть не хуже.
Вторсырье в дефиците
Однако возник парадокс. Чтобы эту технологию поставить на поток, необходимо решить проблему с… дефицитом сырья. Залежи пластикового мусора у нас в стране есть. Но прежде чем мусор переработать, его сначала надо отмыть, расфасовать, раздробить. На заводе имени «Комсомольской правды» нашли проверенных поставщиков, которые привозят вторсырье нужного качества. Но чтобы процесс переработки мусора перестал быть удачным экспериментом, а стал нормой, эти объемы должны составлять не сотни, как это происходит сейчас, а десятки сотен тонн полимеров.
– Мы сегодня вынуждены вторичные полимеры закупать за рубежом на десятки миллионов долларов. В этом году, например, наша страна на треть увеличила поставки пластикового мусора из-за границы, – сетует Сергей Цыбуков.
Эксперты говорят, что пластиковый мусор – это настоящее «золотое дно». С помощью современных технологий их можно перерабатывать до восьми раз без ущерба для качества. А если добавлять связующие вещества, то бывшие в употреблении бутылки, ведра и ящики можно пускать в оборот до бесконечности.
Чистый воздух плюс экономия
В свою очередь чиновники Смольного, побывавшие на этом производстве, говорят, что опыт по переработке полимерных материалов, который сегодня есть на заводе имени «Комсомольской правды», необходимо передавать другим предприятиям города. При этом свою задачу правительство города видит в том, чтобы помочь наладить цепочку поставщиков вторсырья и заказчиков, готовых покупать эти изделия. Ведь если Петербург пойдет по этому пути, то сможет уменьшить экологическую нагрузку в городе, загрузить наши производства и даже экономить. И еще. Подсчитано, что только на закупку пластиковых изделий для нужд городского хозяйства, которые приходилось приобретать за границей, из бюджета города еще недавно тратились десятки миллионов долларов. Если все это будет производиться в самой Северной столице, то сэкономленные средства пойдут на развитие мегаполиса.
Источник: Вечерний Санкт-Петербург (https://vecherka-spb.ru)
Стоянка ЭКОМОБИЛЯ на территории МО Смольнинское в октябре
Автор RedactorЧисло | Месяц | День недели | Адрес стоянки | Время |
2 | октябрь | среда | Греческий пр. д.23-25 | 13:30-14:30 |
2 | октябрь | среда | ст. м. Чернышевская, пр. Чернышевского между домами 18-20 | 16:30-17:30 |
8 | октябрь | вторник | ул.Мытнинская д.14-16 | 16:30-17:30 |
8 | октябрь | вторник | Суворовский пр. д. 60 | 18:00-19:00 |
11 | октябрь | пятница | Греческий пр. д.23-25 | 13:30-14:30 |
11 | октябрь | пятница | ст. м. Чернышевская, пр. Чернышевского между домами 18-20 | 16:30-17:30 |
17 | октябрь | четверг | ул.Мытнинская д.14-16 | 16:30-17:30 |
17 | октябрь | четверг | Суворовский пр. д. 60 | 18:00-19:00 |
20 | октябрь | воскресенье | Греческий пр. д.23-25 | 13:30-14:30 |
20 | октябрь | воскресенье | ст. м. Чернышевская, пр. Чернышевского между домами 18-20 | 16:30-17:30 |
27 | октябрь | воскресенье | ул.Мытнинская д.14-16 | 16:30-17:30 |
27 | октябрь | воскресенье | Суворовский пр. д. 60 | 18:00-19:00 |
30 | октябрь | среда | Греческий пр. д.23-25 | 13:30-14:30 |
30 | октябрь | среда | ст. м. Чернышевская, пр. Чернышевского между домами 18-20 | 16:30-17:30 |
Городские комитеты в конце августа традиционно подают предложения по дополнительному финансированию своей деятельности в следующем году и просят депутатов Законодательного Собрания о поддержке.
Так дополнительную потребность в бюджетном финансировании на заседании бюджетно-финансового комитета городского парламента представил председатель Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Денис Беляев. Своё выступление он начал с удручающей цифры. В 2020 году только 0,3 процента бюджета Санкт-Петербурга выделяется на все природоохранные мероприятия. Расходы Комитета снижаются по сравнению с текущим годом и в абсолютных цифрах – почти на 350 миллионов рублей.
Водные объекты Санкт-Петербурга, являющиеся важнейшей составной частью окружающей среды, давно стали его визитной карточкой. Кроме того, от их состояния напрямую зависит и здоровье горожан. Значительной прибавки финансирования требуют работы по очистке водных объектов и содержанию гидротехнических сооружений. Необходима последовательность и преемственность при дноочистных и дноуглубительных работах. Материально-техническая база также нуждается в ремонте и модернизации. Интенсивное судоходство по рекам и каналам требует надлежащего содержания аварийных служб, призванных справляться с нефтеразливами. Для подтверждения необходимости доп.потребности в ближайшее время планируется провести совместный рейд по рекам и каналам с участием членов постоянной комиссии по экологии и природопользованию Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и специалистов Комитета.
Значительного увеличения затрат требует и территориальная система наблюдения за состоянием окружающей среды и радиационной обстановки на территории Санкт‑Петербурга. Без чётко действующей системы экологического мониторинга невозможно получить информацию о состоянии окружающей среды, а её отсутствие, в свою очередь, препятствует росту и развитию города.
Ещё одной статьёй, требующей дополнительных вложений, остаётся экологическая культура и пропаганда экологических знаний. Построить ответственное общество без вложений в данное направление невозможно. Именно от успешности работы по экопросвещению зависит наше будущее.
Все представленные проблемы уже обсуждались на заседаниях постоянной комиссии по экологии и природопользованию Законодательного Собрания Санкт‑Петербурга и по всем из них принимались решения о поддержке дополнительного финансирования. Председатель постоянной комиссии, член фракции «Единая Россия» Мария Щербакова неоднократно заявляла, что все предложения об увеличении финансирования экологического блока будут поддержаны депутатами, однако всегда требовала чёткого и ясного обоснования. Видимо её слова были услышаны руководством Комитета по природопользованию, и обоснование дополнительной потребности в этот раз действительно носило убедительный характер.
Остаётся надеяться на то, что все заявки Комитета будут удовлетворены, а со временем экологический бюджет Санкт-Петербурга сможет подрасти хотя бы до минимально достаточного объёма в один процент от всех городских расходов
Подробнее ...
Твердые бытовые (коммунальные) отходы (ТБО или ТКО) – это уже использованные и ненужные человеку предметы, которые он выбрасывает в мусорные контейнеры или транспортирует в специально обозначенные зоны. При этом ТБО принято делить на органическую составляющую (еда) и бытовой мусор (например, стекло, пластмасса и др.). Из всех видов отходов ТБО составляют 25%, причем количество выбрасываемого бытового мусора каждый год неуклонно увеличивается.
По составу ТБО выделяют: органику, кожу, стекло, текстиль, древесину, металл, пластик, бумагу и картон. Казалось бы мусор, который мы выбрасываем, должен быть безопасным для нас и окружающей среды. Однако, это далеко не так. В нашем мусорном ведре могут встретиться отходы 1 класса опасности! Что это может быть? Градусники с ртутью, люминесцентные лампы, батарейки, содержащие тяжелые металлы, лекарства. Можно подумать, что, выбросив их привычным образом, опасность нас больше никак не коснется. А теперь давайте посмотрим, что происходит дальше с нашими отходами. Мусоровоз отвозит их на городскую свалку (полигон), куда сбрасывает в одну кучу. Бульдозер все разравнивает, и в итоге, градусники вместе с органикой, бумагой и другим содержимым вашего ведра попадает в недра многослойной помойки. Там вместе с жидкостями, ртутью и другими опасными веществами, вытекающими, к примеру, из бутылок от дезинфицирующих средств, начинает просачиваться вниз к почве, и если где-то была недобросовестно уложена защитная мембрана, то это проникает в почву, где проходят грунтовые воды. Либо вместе с испарениями попадает в воздух, которым мы с вами дышим.
Куда мы можем и должны сдавать ТБО 1 класса опасности?
В специальные боксы или Экомобиль, который курсирует по всем районам города. График стоянки Экомобиля можно посмотреть здесь: https://xn--90armej3e.xn--p1ai/ekomobili/.
В нашем ведре часто встречается такой мусор, который сложно назвать «мусором». Пластик, стекло, бумага, металл – это вторсырье, которое можно использовать до двух и более раз в производстве. К тому же, известно, что пластиковые бутылки сохраняются до 400 лет, а стекло и металл свыше 1000 лет.
Рассчитано, что в России в среднем человек производит 445 кг мусора в год! На сегодняшний день почти весь мусор идет на полигон. Только представьте, сколько килограммов мусора от 5 миллионов жителей Санкт-Петербурга просто закапывается в землю!
Сегодня становится популярным движение zerowaste (по-другому «ноль отходов»). Многие участвуют в акциях раздельного сбора вторсырья или сдают самостоятельно в специальные контейнеры для вторсырья. Найти ближайшие контейнеры рядом со своим домом можно на карте - https://recyclemap.ru/spb. Ежемесячно проходит акция во всех районах города по раздельному сбору. Подробнее можно узнать по ссылке - https://www.rsbor.ru/. В комплексах МЕГА Парнас и МЕГА Дыбенко появились единые пункты раздельного сбора, куда можно отдать на переработку стекло, макулатуру, пластик, тетрапаки, металл. К тому же, ИКЕА запустила новое мобильное приложение по воспитанию экопривычек. Участникам предлагаются простые действия, как можно жить экологично.
Москва уже полностью переходит на раздельный сбор бытовых отходов во всех домах города. В скором будущем, и в Санкт-Петербурге будет внедрена такая система. Так зачем ждать? Давайте вместе начнем делать наш мир лучше и чище прямо сейчас!
Городские комитеты в конце августа традиционно подают предложения по дополнительному финансированию своей деятельности в следующем году и просят депутатов Законодательного Собрания о поддержке.
Так дополнительную потребность в бюджетном финансировании на заседании бюджетно-финансового комитета городского парламента представил председатель Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Денис Беляев. Своё выступление он начал с удручающей цифры. В 2020 году только 0,3 процента бюджета Санкт-Петербурга выделяется на все природоохранные мероприятия. Расходы Комитета снижаются по сравнению с текущим годом и в абсолютных цифрах – почти на 350 миллионов рублей.
Водные объекты Санкт-Петербурга, являющиеся важнейшей составной частью окружающей среды, давно стали его визитной карточкой. Кроме того, от их состояния напрямую зависит и здоровье горожан. Значительной прибавки финансирования требуют работы по очистке водных объектов и содержанию гидротехнических сооружений. Необходима последовательность и преемственность при дноочистных и дноуглубительных работах. Материально-техническая база также нуждается в ремонте и модернизации. Интенсивное судоходство по рекам и каналам требует надлежащего содержания аварийных служб, призванных справляться с неефтеразливами. Для подтверждения необходимости доп.потребности в ближайшее время планируется провести совместный рейд по рекам и каналам с участием членов постоянной комиссии по экологии и природопользованию Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и специалистов Комитета.
Значительного увеличения затрат требует и территориальная система наблюдения за состоянием окружающей среды и радиационной обстановки на территории Санкт‑Петербурга. Без чётко действующей системы экологического мониторинга невозможно получить информацию о состоянии окружающей среды, а её отсутствие, в свою очередь, препятствует росту и развитию города.
Ещё одной статьёй, требующей дополнительных вложений, остаётся экологическая культура и пропаганда экологических знаний. Построить ответственное общество без вложений в данное направление невозможно. Именно от успешности работы по экопросвещению зависит наше будущее.
Все представленные проблемы уже обсуждались на заседаниях постоянной комиссии по экологии и природопользованию Законодательного Собрания Санкт‑Петербурга и по всем из них принимались решения о поддержке дополнительного финансирования. Председатель постоянной комиссии, член фракции «Единая Россия» Мария Щербакова неоднократно заявляла, что все предложения об увеличении финансирования экологического блока будут поддержаны депутатами, однако всегда требовала чёткого и ясного обоснования. Видимо её слова были услышаны руководством Комитета по природопользованию, и обоснование дополнительной потребности в этот раз действительно носило убедительный характер.
Остаётся надеяться на то, что все заявки Комитета будут удовлетворены, а со временем экологический бюджет Санкт-Петербурга сможет подрасти хотя бы до минимально достаточного объёма в один процент от всех городских расходов
Размещение отходов возможно только на объектах, внесенных в государственный реестр, который опубликован на сайте Минприроды РФ по адресу rpn.gov.ru (ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Сброс отходов производства и потребления и на почву, водосборные площади в недра, поверхностные и подземные водные объекты запрещен (ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» от 30.04.2003 № 80 установлено, что при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями;
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке.
За организацию несанкционированной свалки отходов статьей 11.1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» предусмотрен штраф для граждан в размере до пяти тысяч рублей; для юридических лиц – до одного миллиона рублей.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях также предусмотрена ответственность по ст. 8.2 за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления в виде штрафа для граждан в размере до двух тысяч рублей; для юридических лиц – до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга настоятельно рекомендует физическим и юридическим лицам задуматься о последствиях совершения противоправных действий по обращению с отходами.
Материалы предоставлены Природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга
Стоянка ЭКОМОБИЛЯ на территории МО Смольнинское в сентябре
Автор RedactorЧисло | Месяц | День недели | Адрес стоянки | Время |
2 | сентябрь | понедельник | Греческий пр. д.23-25 | 13:30-14:30 |
2 | сентябрь | понедельник | ст. м. Чернышевская, пр. Чернышевского между домами 18-20 | 16:30-17:30 |
8 | сентябрь | воскресенье | ул.Мытнинская д.14-16 | 16:30-17:30 |
8 | сентябрь | воскресенье | Суворовский пр. д. 60 | 18:00-19:00 |
11 | сентябрь | среда | Греческий пр. д.23-25 | 13:30-14:30 |
11 | сентябрь | среда | ст. м. Чернышевская, пр. Чернышевского между домами 18-20 | 16:30-17:30 |
17 | сентябрь | вторник | ул.Мытнинская д.14-16 | 16:30-17:30 |
17 | сентябрь | вторник | Суворовский пр. д. 60 | 18:00-19:00 |
20 | сентябрь | пятница | Греческий пр. д.23-25 | 13:30-14:30 |
20 | сентябрь | пятница | ст. м. Чернышевская, пр. Чернышевского между домами 18-20 | 16:30-17:30 |
27 | сентябрь | пятница | ул.Мытнинская д.14-16 | 16:30-17:30 |
27 | сентябрь | пятница | Суворовский пр. д. 60 | 18:00-19:00 |
30 | сентябрь | понедельник | Греческий пр. д.23-25 | 13:30-14:30 |
30 | сентябрь | понедельник | ст. м. Чернышевская, пр. Чернышевского между домами 18-20 | 16:30-17:30 |