Помните, что при наличии пострадавших на пожаре главное им не навредить.
При отравлении продуктами сгорания (угарным газом, дымом) нужно вынести пострадавшего на свежий воздух, расстегнуть его одежду и восстановить проходимость дыхательных путей, следя, чтобы не запал язык, вызовите "Скорую помощь". Уложите пострадавшего, приподняв ему ноги, разотрите тело и грудь, укройте потеплее и дайте понюхать ватку с нашатырным спиртом. Если началась рвота, поверните ему голову в сторону, чтобы не дать задохнуться.
При отсутствии у пострадавшего дыхания немедленно начинайте проводить искусственную вентиляцию легких, продолжая ее до прибытия врача. Чтобы не отравиться самому, вдох в рот или нос делайте через смоченную марлевую салфетку (носовой платок), а при пассивном выдохе пострадавшего отклоняйте свою голову в сторону, чтобы выдыхаемый газ не попал Вам в легкие.
При обширных ожогах ничего не отрывайте от обожженных мест, не пытайтесь вскрыть водяные пузыри - вы занесете инфекцию в раны. Накройте ожоги и раны чистой тканью, сильно не перетягивайте обожженные места бинтами, и немедленно доставьте пострадавшего в медицинское учреждение.
В случае небольших по площади поверхностных ожогов (покраснение кожи) поставьте пораженный участок кожи под струю холодной воды и подержите до стихания боли, затем промойте рану перекисью водорода и смажьте рану растительным маслом, не надо их перебинтовывать.
Правила поведения на льду и меры безопасности на водных объектах в зимний период. Уважаемые жители МО Смольнинское!
Автор RedactorЕжегодно в России на воде гибнут около 20 тысяч человек. Происходит это в разное время года и по различным причинам...
Будьте осторожны на водоемах зимой! Несоблюдение правил безопасности на водных объектах в осенне-зимний период часто становится причиной гибели и травматизма людей.
Лёд до наступления устойчивых морозов непрочен. Скреплённый вечерним или ночным холодом, он ещё способен выдерживать небольшую нагрузку, но днём, быстро нагреваясь от просачивающейся талой воды, становится пористым и очень слабым, хотя и сохраняет толщину. Основным условием безопасного пребывания человека на льду является соответствие толщины льда прилагаемой нагрузке.
Безопасная толщина льда:
для одного человека – не менее 7 см;
для сооружения катка – не менее 12 см;
для совершения пешей переправы – не менее 15 см;
для проезда автомобилей – не менее 30 см.
Время безопасного пребывания человека в воде:
при температуре воды 24°С время безопасного пребывания 7-9 часов,
при температуре воды 5-15°С – от 3,5 до 4,5 часов;
температура воды 2-3°С оказывается смертельной для человека через 10-15 мин;
при температуре воды минус 2°С – смерть может наступить через 5-8 мин.
Правила поведения на льду
1. Нельзя выходить на лед в тёмное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь).
2. При переходе через реку пользуйтесь ледовыми переправами.
3. Нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется хоть немного воды, — это означает, что лёд тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае следует немедленно отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин.
4. При вынужденном переходе водоёма безопаснее всего придерживаться проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне. Но если их нет, то перед спуском на лёд нужно внимательно осмотреться и наметить предстоящий маршрут.
5. При переходе водоёма группой необходимо соблюдать расстояние друг от друга (5-6 м).
6. Замёрзшую реку (озеро) лучше перейти на лыжах, при этом крепления лыж расстегните, чтобы при необходимости быстро их сбросить; лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук, чтобы в случае опасности сразу их отбросить.
7. Если есть рюкзак, повесьте его на одно плечо, это позволит легко освободиться от груза в случае, если лёд под вами провалится.
8. На замёрзший водоём необходимо брать с собой прочный шнур длиной 20–25 метров с большой глухой петлёй на конце и грузом. Груз поможет забросить шнур к провалившемуся в воду товарищу; петля нужна для того, чтобы пострадавший мог надёжнее держаться, продев её подмышками.
9. Не стоит отпускать детей на лёд (на рыбалку, катание на лыжах и коньках) без присмотра.
10. Одна из самых частых причин трагедий на водоёмах – алкогольное опьянение. Пьяные люди неадекватно реагируют на опасность и в случае чрезвычайной ситуации становятся беспомощными.
ТЕМА № 1. «Требования нормативных правовых актов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций».
Автор RedactorУчебный вопрос: Основные положения федерального и регионального законодательства области гражданской обороны.
Основу федерального законодательства в области гражданской обороны (далее – ГО) составляют федеральные нормативные, правовые и подзаконные акты, принятые в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
В федеральном законе № 28-ФЗ «О гражданской обороне» изложены задачи в области гражданской обороны, принципы организации и ведения гражданской обороны. Закон определяет полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области гражданской обороны, в том числе полномочия Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны.
Статья первая данного закона вводит основные понятия в области гражданской обороны:
гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
Задачи в области гражданской обороны определены в статье второй федерального закона:
подготовка населения в области гражданской обороны;
оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях (далее – ЧС) природного и техногенного характера;
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;
проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;
санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
срочное захоронение трупов в военное время;
обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
В статье четвертой федерального закона определены принципы организации и ведения гражданской обороны;
Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента введения в действие Президентом Российской Федерации Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации.
Статья 9. Полномочия организаций в области гражданской обороны
1. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
планируют и организуют проведение мероприятий по ГО;
проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Статья 10. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны
Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
проходят подготовку в области гражданской обороны;
принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;
оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.
Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Этим указом определены полномочия МЧС России.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 868 в МЧС России издан Приказ от 27.03.2020 № 217 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации». Приказом определен территориальный орган, специально уполномоченный на решение задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации - Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации.
Вопросы подготовки к ведению гражданской обороны определены постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации». Они заключаются в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
К основным нормативным правовым актам Санкт-Петербурга в области гражданской обороны относятся:
Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 37-пг «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Санкт-Петербурге; определяет, что гражданская оборона в Санкт-Петербурге организуется и ведется на всей территории Санкт-Петербурга в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской оборон, а также определяется руководство и организационная структура гражданской обороны в Санкт-Петербурге, состав сил и средств гражданской обороны.
Постановление Правительства Санкт - Петербурга № 46 «О мерах по совершенствованию системы гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности в Санкт-Петербурге» определяет, что Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности (далее-Комитет) является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга на решение задач в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территории Санкт-Петербурга от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Современные средства поражения их мобильность, быстродействие, огромная разрушающая сила и практически не ограниченная досягаемость предъявляет повышенные требования к поддержанию высокой боевой готовности ГО, как в мирное время, так и при угрозе, и в случае нападения любого противника на Российскую Федерацию. ГО должна рассматриваться как составная часть единой общегосударственной системы оборонных мероприятий, проводимой в мирное и военное время в целях защиты населения, территорий, экономики, материальных ценностей страны от средств нападения.
Учебно–консультационный пункт МО Смольнинское по ГО и ЧС
Автор RedactorВопросами местного значения муниципального образования в области ГО и ЧС являются:
- содействие в установленном порядке исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга в сборе и обмене информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также содействие в информировании населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
- проведение подготовки и обучения неработающего населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, а также способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
Уважаемые жители муниципального образования МО Смольнинское!
В округе создан и функционирует учебно–консультационный пункт (УКП), на базе которого проводится подготовка и обучение неработающего населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, а также способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Обучающие группы формируются на основании поступивших обращений.
Адрес УКП: Тверская ул., дом 23-25 (вход со двора, помещение МБУ "Досуговый центр "Зелёный слон")
Телефон: 8 (812) 274-54-06
Контактное лицо:
Специалист по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, главный специалист административно-технического отдела Администрации МО Смольнинское - Тетюшин Михаил Васильевич
Губернатором Александром Бегловым подписано постановление об установлении периодов, в течение которых запрещается выход на лёд. Запрет установлен на срок с 18.11.2024 по 14.04.2025.
Исключение составляет Финский залив, а также озера, пруды, карьеры и водохранилища, расположенные в городе – здесь на лёд можно будет выходить в период устойчивых низких температур с 16 января по 14 марта 2025г.
Выход на лед в Санкт-Петербурге официально разрешен с 16 января по 16 марта 2025г.
Даты, указанные в документе, формируются исходя из данных предоставляемых синоптиками.
По прогнозам синоптиков, безопасный лед установиться на водоемах с 16 января, а таять начнет с 15 марта. Вне указанного периода выход на лед запрещен и будет караться предупреждением или штрафом от 1000 до 5000 рублей. За выезд на лед в сроки действия запрета – штраф от 1500 до 5000 рублей.Главное управление МЧС по Петербургу запретило выход на лед городских водоемов с 15 ноября 2024 по 15 апреля 2025. Исключение: Финский залив и городские озера, пруды, карьеры и водохранилища. На их лед разрешено выходить в период устойчивых низких температур с 16 января по 14 марта 2025 года. В такие дни, как сегодня, при плюсовой температуре, выход на лед смертельно опасен.
Что делать, если вы оказались на льдине? Рекомендации спасателей:
- сохранять спокойствие;
- позвонить в экстренные службы по тел. 112;
- не двигаться и не перемещаться.
Смольнинцы! Берегите свою жизнь и здоровье, в случае неблагоприятных погодных явлений (плюсовая температура, сильный ветер и снег) воздерживайтесь от посещения водоемов.
ТЕМА № 9. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, присущие Санкт-Петербургу
Автор RedactorУчебные вопросы
1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, присущие Санкт-Петербургу.
2. Способы защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ЧС.
Первый учебный вопрос
1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, присущие Санкт-Петербургу.
Развитие техносферы, имевшее в 20 веке исключительно высокие темпы, привело к ряду негативных последствий. Возникла такая проблема как техногенная опасность.
В ГОСТе Р 22.0.05-94. «Термины и определения основных понятий в области безопасности в техногенных чрезвычайных ситуациях» дано следующее определение техногенной опасности.
Техногенная опасность — это состояние, внутренне присущее технической системе, промышленному или транспортному объекту, реализуемое в виде поражающих воздействий источника техногенной чрезвычайной ситуации на человека и окружающую среду при его возникновении, либо в виде прямого или косвенного ущерба для человека и окружающей среды в процессе нормальной эксплуатации этих объектов.
Под источником техногенной чрезвычайной ситуации, указанным ГОСТом принимается, опасное техногенное происшествие, в результате которого на объекте, определенной территории или акватории произошла техногенная чрезвычайная ситуация.
К этим источникам можно отнести различного рода техногенные аварии и катастрофы, сопровождаемые тяжелыми последствиями для человека и окружающей его природной среды, проблемы экологического характера, связанные с ними.
Авария (ГОСТ Р 22.0.05 - 94) — это опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей, и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.
Техногенная катастрофа — это крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение либо уничтожение объектов, материальных и культурных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей природной среде.
Для эффективного противодействия авариям (техногенным катастрофам) необходимо учитывать, что в своем развитии они, как правило, проходят пять фаз:
первая - накопление технических отклонений от нормального процесса (зарождение ЧС);
вторая - инициирование аварии (действия, нарушающие устойчивое состояние источника ЧС);
третья - развитие аварии (процесс чрезвычайного события, во время которого происходит высвобождение факторов риска);
четвертая - локализация аварии, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР);
пятая - восстановление жизнедеятельности людей и функционирования организации (объекта экономики) после ликвидации последствий аварии.
Техногенная чрезвычайная ситуация — это состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде (ГОСТ Р 22.0.05-94).
По источникам возникновения, в соответствии с приказом МЧС от 08.07.2004 № 329 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях», ЧС техногенного характера могут возникнуть в результате следующих видов аварий (техногенных катастроф):
1. Транспортные аварии (катастрофы).
2. Пожара и взрывы (с возможным последующим горением).
3. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой) выброса и (или) сброса аварийно-химических опасных веществ (АХОВ).
4. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой) выброса (сброса) радиоактивных веществ (РВ).
5. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой) выброса и (или) сброса патогенных для человека микроорганизмов (возбудителей инфекционных заболеваний людей и животных).
6. Внезапное обрушение зданий, сооружений, пород.
7. Аварии на электроэнергетических системах.
8. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения.
9. Аварии на очистных сооружениях.
10. Гидродинамические аварии.
Основными источниками возникновения техногенных ЧС являются:
- ДТП с тяжкими последствиями (65%);
- авиационные катастрофы (20%);
- взрывы в зданиях и сооружениях (с возможным последующим горением) (10%);
- внезапное обрушение производственных зданий, сооружений, пород (3%).
Постепенно происходит снижение число таких техногенных ЧС, как аварии грузовых и пассажирских поездов и поездов метрополитена, авиационные катастрофы, аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения.
Четвертый учебный вопрос
4. Способы защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ЧС
В соответствии с требованиями приказа МЧС России от 28 февраля 2003 г. № 105 (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 20 марта 2003 г. № 4291) потенциально опасные объекты подразделяются на 5 классов:
1 класс – потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения чрезвычайной ситуации федерального уровня.
2 класс – потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения чрезвычайной ситуации межрегионального уровня.
3 класс – потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального уровня.
4 класс – потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения чрезвычайной ситуации муниципального уровня.
5 класс – потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения чрезвычайной ситуации локального уровня.
Перечень организаций, эксплуатирующих особо радиационно-опасные и ядерно-опасные объекты определен распоряжением Правительства РФ от 14 сентября 2009 № 1311-р, который корректируется.
Перечень химически опасных объектов Санкт-Петербурга не превышает полутора десятков объектов. При этом защитные мероприятия всегда находятся в центре внимания руководителей органов управления.
Способы защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях, должны соответствовать конкретному виду ЧС. Но общими для всех них являются:
1. Своевременное информирование. Применяются различные сигналы оповещения населения.
2. Укрытие людей в защищенных объектах.
3. Применение индивидуальных средств защиты.
4. Мероприятия по защите населения от биологических, радиационных и химических угроз.
5. Эвакуационные мероприятия.
6. Восстановительные мероприятия, оказание медицинской помощи и гуманитарной поддержки.
Вероятность возникновения ЧС природного и техногенного характера не смотря на принятие различных мер повышающим безопасность населения и территорий от ЧС ПТХ, остается достаточно высокой. Необходимость обеспечения безопасности населения, сохранения материальных и культурных ценностей в ЧС для нашего города по-прежнему актуальна. Решение указанной задачи в первую очередь ложиться на органы исполнительной власти города, районов и руководителей организаций, так как на конкретных территориях существуют угрозы конкретных природных ЧС и именно там необходимо предпринимать оперативные и эффективные меры по снижению рисков их возникновения.
Лекция для неработающего населения на тему "Опасности возникающие при военных конфликтах или в следствии этих конфликтов"
Автор Redactor30 октября в «Досуговым центром МО Смольнинское «Зелёный слон» в конференц-зале МО Смольнинское прошла видеолекция в рамках проведения подготовки и обучения неработающего населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
В ходе мероприятия участникам был показан информационно-просветительский ролик на темы:
- что делать при получении сообщения о занятии защитных сооружений ГО
- порядок действий населения при объявлении о начале эвакуации
- что необходимо взять с собой при начале эвакуации
- порядок занятия убежища гражданской обороны
Вопросы гражданской обороны сегодня наиболее актуальны, поскольку мы живём в мире, где происходят чрезвычайные ситуации, конфликты, катастрофы и прочие катаклизмы. Уменьшить их трагические последствия можно, пожалуй, лишь одним способом - своевременным предупреждением о надвигающейся беде. Для этих целей применяются сигналы гражданской обороны.
28 октября состоялась лекция для неработающего населения МО Смольнинское в проведение подготовки и обучения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях
Автор RedactorТЕМА № 9. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, присущие Санкт-Петербургу
Автор RedactorУчебные вопросы
1. Классификация чрезвычайных ситуаций
2. Чрезвычайные ситуации природного характера, присущие Санкт-Петербургу.
Первый учебный вопрос
1. Классификация чрезвычайных ситуаций.
Федеральном законе № 68 - ФЗ дано следующее определение ЧС:
«Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей».
В ГОСТ Р22.0.02-94 дано следующее определение ЧС: «Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».
В Законе Санкт-Петербурга от 20.10.2005 №514-76 «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Санкт-Петербурге» в определении «чрезвычайная ситуация» значатся и террористические акты.
Зона чрезвычайной ситуации - территория или акватория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Классификация ЧС по масштабам их проявления осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 №304 С изм. ПП РФ от 20.12 2019 №1743), которым утверждено «Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (приложение 1).
В соответствии с данным Положением и критериями учитывается: количество людей погибших и (или) получивших ущерб здоровью; либо размер материального ущерба окружающей природной среде и материальных потерь; либо размеры зон поражения.
ЧС по масштабам их проявления классифицируются как:
локального характера - до 10 человек; либо не более 240 тыс. рублей; либо не выходит за пределы территории организации;
муниципального характера - не более 50 человек; либо не более 12 млн. рублей; либо не выходит за пределы территории одного муниципального образования;
межмуниципального характера - не более 50 человек; либо не более 12 млн. рублей; либо затрагивает территорию двух и более муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, расположенных на территории одного субъекта РФ;
регионального характера - свыше 50 человек; либо свыше 12 млн., но не более 1,2 млрд рублей; либо не выходит за пределы территории одного субъекта РФ;
межрегионального характера - свыше 50, но не более 500 человек; либо свыше 12 млн., но не более 1.2 млрд. рублей; либо затрагивает территорию двух и более субъектов РФ;
федерального характера - свыше 500 человек; либо свыше 1,2 млрд.рублей.
Второй учебный вопрос
2. Чрезвычайные ситуации природного характера, присущие Санкт-Петербургу.
В определении чрезвычайной ситуации (ФЗ № 68) указаны термины - «опасное природное явление» и «стихийное бедствие». Для того, чтобы установить, что это такое, обратимся к ГОСТ 22.0.03-95 «БЧС. Природные чрезвычайные ситуации».
Опасное природное явление - событие природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую среду.
Стихийное бедствие - катастрофическое природное явление, которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.
Опасные природные явления (ОПЯ) можно классифицировать по многим признакам: происхождению, виду, продолжительности и регулярности (по времени и месту действия), механизму негативного влияния на человека и объекты экономики и т.д.
В Приказе МЧС России от 08.07.2004 № 329 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях» ЧС природного характера источниками их происхождения могут быть следующие опасные природные явления:
геофизические опасные явления - землетрясения, извержения вулканов;
геологические опасные явления - оползни, сели, обвалы, лавины, эрозия, просадка (провал) земной поверхности в результате карста, и т.д.;
метеорологические опасные явления - бури, ураганы, смерчи, шквалы, сильный снегопад, сильные морозы, сильный гололед, жара, засуха, крупный град, сильный дождь (ливень);
морские гидрологические опасные явления - цунами, тайфуны, сильное волнение более 5 баллов (шторм), обледенение судов, отрыв прибрежных льдин;
гидрологические опасные явления - высокие уровни воды, половодье, дождевые паводки, заторы, ветровые нагоны, ранний ледостав;
гидрогеологические опасные явления - низкие уровни грунтовых вод, высокие уровни грунтовых вод;
природные пожары - лесные, торфяные, подземные пожары горючих ископаемых, хлебных массивов.
Однако не каждое опасное природное явление приводит к возникновению ЧС.
Для Санкт-Петербурга характерными ЧС природного характера являются: наводнения – уровень затопления выше 160 см ординара; ураганы – ветер со скоростью 25 м/с и выше; снежные заносы – 20 мм и более, за 12 часов и менее.
Подробнее ...
ТЕМА № 8. Требования нормативных правовых актов по организации и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей
Автор RedactorУчебный вопрос 2: Основные положения Правил эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.06.2004 № 303.
Настоящие правила, разработанные в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне», определяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
Впервые дано определение эвакуации и другие определения.
Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей – это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения, материальных и культурных ценностей из зон возможных опасностей и их размещение в безопасных районах.
Вывоз населения в безопасные районы осуществляется всеми видами транспорта независимо от форм собственности, привлекаемого в соответствии с законодательством РФ, не используемого по мобилизационным планам и в интересах Вооруженных Сил РФ, с одновременным выводом части населения пешим порядком.
Зона возможных опасностей – зона возможных сильных разрушений, возможного радиоактивного заражения, химического и биологического загрязнения, возможного катастрофического затопления при разрушении гидротехнических сооружений в пределах 4-часового добегания волны прорыва.
Безопасный район - территория, расположенная вне зон возможных опасностей, зон возможных разрушений и подготовленная для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.
Зона возможных сильных разрушений – территория, в пределах которой в результате воздействия обычных средств поражения здания и сооружения могут получить полные и сильные разрушения.
Зона возможных разрушений – территория, в пределах которой в результате воздействия обычных средств поражения здания и сооружения могут получить средние и слабые разрушения со снижением их эксплуатационной пригодности.
Рассредоточение – это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из зон возможных опасностей и размещению в безопасных районах для проживания и отдыха рабочих смен организаций, продолжающих производственную деятельность в этих зонах, не занятых непосредственно в производственной деятельности.
Безопасные районы для размещения населения, размещения хранения материальных и культурных ценностей определяются заблаговременно в мирное время по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ, ОМСУ, органами, осуществляющими управление ГО, и органами военного управления.
Организация планирования, подготовки и общее руководство проведением эвакуации, а также подготовка безопасных районов для размещения эвакуируемого населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей в ФОИВ, ОИВ СРФ, ОМСУ и организациях возлагаются на их руководителей.
Эвакуации подлежат:
а) работники расположенных в населенных пунктах организаций, переносящих производственную деятельность в военное время в безопасные районы, а также неработающие члены семей указанных работников;
б) нетрудоспособное и не занятое в производстве население;
в) материальные и культурные ценности.
В зависимости от масштаба, особенностей возникновения и развития военных действий производится частичная или общая эвакуация.
Частичная эвакуация проводится без нарушения действующих графиков работы транспорта.
При этом эвакуируются нетрудоспособное и не занятое в производстве население (лица, обучающиеся в школах-интернатах и образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей, воспитанники детских домов, ведомственных детских садов, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и ветеранов, совместно с обслуживающим персоналом и членами их семей), материальные и культурные ценности, подлежащие первоочередной эвакуации.
Общая эвакуация проводится в отношении всех категорий населения, за исключением нетранспортабельных больных, обслуживающего их персонала, а также граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации.
К материальным ценностям, подлежащим эвакуации, относятся:
а) государственные ценности (золотовалютные резервы, банковские активы, ценные бумаги, запасы драгоценных камней и металлов, документы текущего делопроизводства и ведомственные архивы государственных органов и организаций, электронно-вычислительные системы и базы данных);
б) производственные и научные ценности (особо ценное научное и производственное оборудование, страховой фонд технической документации, особо ценная научная документация, базы данных на электронных носителях, научные собрания и фонды организаций);
в) запасы продовольствия, медицинское оборудование объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения, оборудование объектов водоснабжения, запасы медицинского имущества и запасы материальных средств, необходимые для первоочередного жизнеобеспечения населения;
г) сельскохозяйственные животные, запасы зерновых культур, семенные и фуражные запасы;
д) запасы материальных средств для обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
К культурным ценностям, подлежащим эвакуации, относятся:
а) культурные ценности мирового значения;
б) российский страховой фонд документов библиотечных фондов;
в) культурные ценности федерального (общероссийского) значения;
г) электронные информационные ресурсы на жестких носителях;
д) культурные ценности, имеющие исключительное значение для культуры народов РФ.
Для планирования, подготовки и проведения эвакуации заблаговременно вмирное время создаются:
а) эвакуационные комиссии;
б) сборные эвакуационные пункты;
в) промежуточные пункты эвакуации;
г) группы управления на пеших маршрутах эвакуации населения;
д) эвакоприемные комиссии;
е) приемные эвакуационные пункты;
ж) администрации пунктов посадки (высадки) населения, погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей на транспорт.
В качестве обобщающего вывода необходимо отметить, что для того, чтобы эффективно отработать общую задачу по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей для всех уровней – организация планирования, подготовки и фактического проведения эвакуации необходимо изучить основные нормативные правовые документы по этому вопросу.
2 октября - в Петербурге проверят систему городского оповещения населения
Автор Redactor2 октября с 10:30 до 11:00 в Петербурге проверят систему городского оповещения населения.
На всей территории города включат электромеханические сирены и уличные громкоговорители. Также будут задействованы телеканалы и радиостанции.
Комплексная проверка будет проходить в следующем порядке:
10:40 – 10:43 – подача предупредительного сигнала «Внимание всем!».
10:43 – 10:44 – передача информации по радиовещательным станциям, а также телевизионным каналам 1-го мультиплекса эфирного цифрового телевидения, сетям операторов связи проводного радиовещания.
10:45 – 10:46 – передача речевого сообщения о проведении комплексной проверки с использованием технических средств оповещения, сопряженных с региональной системой оповещения населения Санкт‑Петербурга.
Цель комплексной проверки – провести оценку исправности и готовности всех технических средств и каналов связи к массовому оповещению петербуржцев, отработать действия дежурных служб, привлекаемых к оповещению.
Результаты комплексной проверки позволят определить готовность и основные направления дальнейшего развития системы оповещения.
Более подробно узнать о региональной системе оповещения населения Санкт‑Петербурга можно на сайте Городского мониторингового центра: www.spb112.ru.
Замечания по проведению комплексной проверки и предложения по совершенствованию оповещения населения Санкт‑Петербурга можно направить через форму обратной связи на сайте или по телефонам 004, 576-4-004.
Плановая проверка проходит два раза в год — в марте и октябре. Она позволяет убедиться в исправности средств оповещения и отработать действия всех служб.
Более подробно узнать о системе оповещения населения Петербурга можно на сайте Городского мониторингового центра: vk.cc/cbmXHw.
ТЕМА № 8. Требования нормативных правовых актов по организации и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей
Автор RedactorУчебный вопрос 1: Требования основных нормативных правовых актов в области гражданской обороны по организации и проведению эвакуации.
Формулировка одной из основных задач ГО по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, а также содержание этой задачи при ее реализации на различных уровнях изложены последовательно в следующих нормативных правовых документах:
- федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
- постановление Правительства РФ от 26.11.2007г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»;
- приказ МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении ГО в муниципальных образованиях и организациях».
Подробно порядок планирования, подготовки и проведения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ изложен в основном документе: постановление Правительства РФ от 22.06.2004 № 303 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы»
Разберем формулировку и содержание задачи по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в первых трех основных документах ГО.
1.1. В федеральном законе № 28-ФЗ «О гражданской обороне» изложены основные задачи (общим числом 15) в области ГО, принципы организации и ведения гражданской обороны.
Одна из основных задач ГО (как третья задача ГО) – задача по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей.
Она сформулирована следующим образом: эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
Характеристика формулировки этой задачи – лаконизм (краткость) и в тоже время достаточная информативность. В данной формулировке указываются все три составляющие эвакуации (кто подлежит эвакуации) - население, материальные и культурные ценности, а также конечные пункты размещения - безопасные районы.
Содержание задачи по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы на различных уровнях изложено в следующих документах
2.1. В постановлении Правительства РФ № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» изложено содержание задачи по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы в целом для РФ, конкретно, для федерального и регионального (для субъектов РФ) уровней.
Сформулировано это следующим образом:
Основными мероприятиями по ГО, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, являются:
- организация планирования, подготовки и проведения эвакуации;
- подготовка безопасных районов для размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
- создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.
3.1. В приказе МЧС России № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» изложено содержание задачи по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы муниципальных образований и организаций.
Содержание этой задачи для муниципальных образований сформулировано следующим образом:
Основными мероприятиями по ГО, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы для муниципальных образований, являются:
- организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих свою деятельность в военное время, и работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО в зонах возможных опасностей;
- подготовка безопасных районов для размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
- создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.
В этом же приказе содержание этой задачи для организаций сформулировано следующим образом:
- организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по эвакуации работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих свою деятельность в военное время, и работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО в зонах возможных опасностей;
- подготовка безопасных районов для размещения работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
- разработка согласованных с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в безопасном районе, получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений);
- создание и организация деятельности эвакуационных органов организаций, а также подготовка их личного состава.
Анализируя мероприятиями по ГО, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы для различных уровней необходимо отметить некоторые общие мероприятия:
- организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- подготовка безопасных районов для размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
- создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.
Проведение этих общих мероприятий в целях решения задачи, связанной с эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы на всех уровнях позволяет эффективно решить эту сложную задачу ГО.
Подробно порядок планирования, подготовки и проведения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ изложен в постановлении Правительства РФ от 22.06.2004 № 303 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы».
Тема 7 «Организация работы комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности» Учебный вопрос: Планирование работы КЧС и ОПБ организации.
Автор RedactorПланирование работы КЧС и ОПБ организации ля обеспечения слаженной работы органов управления и сил РСЧС, а также решения стоящих перед КЧС и ОПБ организации задач в организации разрабатывается ряд документов, которые условно можно свести в следующие группы:
а) документы по организации системы предупреждения и ликвидации ЧС:
приказ руководителя организации о создании КЧС и ОПБ с приложениями;
положение о КЧС и ОПБ организации;
состав КЧС и ОПБ организации;
функциональные обязанности председателя и членов КЧС и ОПБ организации;
документы по организации РСЧС на объектовом уровне;
б) документы по управлению мероприятиями и силами предупреждения и ликвидации ЧС:
план действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
годовой план работы КЧС и ОПБ организации;
календарный план работы КЧС и ОПБ организации при угрозе и возникновении ЧС;
планы спасательных служб (если такие создаются в организации) по обеспечению мероприятий предупреждения и ликвидации ЧС (в мирное время);
декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта;
план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
карты (планы) района, Санкт-Петербурга;
в) рабочие документы (во исполнение Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС):
схема оповещения и сбора председателя и членов КЧС и ОПБ организации;
схема управления и связи КЧС и ОПБ организации;
табель срочных донесений (по установленной МЧС России форме);
схема размещения председателя и членов КЧС и ОПБ организации в пункте управления (месте работы КЧС и ОПБ организации);
проекты (бланки) приказов (распоряжений) руководителя организации (председателя КЧС и ОПБ организации) на выполнение мероприятий, предусмотренных Планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
справочник оперативных телефонов;
рабочие тетради членов КЧС и ОПБ организации;
г) отчётно-информационные документы: донесения, отчёты, информации и сообщения, журналы учёта донесений, отданных распоряжений и т.п.;
д) справочные документы: ведомости, таблицы, графики, схемы, справки, описания.
Также могут разрабатываться и другие документы, отражающие мероприятия по защите от ЧС.
Разработка всех этих документов осуществляется в соответствии с рекомендациями МЧС России, Северо-западного регионального центра МЧС России, Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу, органами государственной власти Санкт-Петербурга (администраций районов Санкт-Петербурга) и Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности.
Далее предлагается содержание отдельных документов, которые рекомендуются к разработке КЧС и ОПБ организации.
В положении о КЧС и ОПБ организации указываются её принадлежность, основные задачи и права, состав, порядок подготовки и принятия решений, порядок приведения в готовность по режимам функционирования РСЧС и перечень выполняемых мероприятий при этом, место размещения и материально-техническое обеспечение комиссии.
Функциональные обязанности членов КЧС и ОПБ организации должны учитывать её специфику, местные условия и быть конкретными, отражать порядок их действий в различных режимах функционирования.
План действий по предупреждению и ликвидации ЧС – основной документ КЧС и ОПБ, определяющий объём, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по предупреждению или снижению негативных последствий ЧС, а также по защите работников организации, материальных ценностей и проведению АСДНР при возникновении ЧС и привлекаемые для этого силы и средства. План действий по предупреждению и ликвидации ЧС детально отражает все мероприятия, направленные на выполнение указанных задач.
Порядок разработки, согласования и утверждение Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также его содержание определяются МЧС России.
Годовой план работы КЧС и ОПБ организации разрабатывается в произвольной форме и содержит, как правило, два раздела:
первый — мероприятия, проводимые вышестоящими КЧС и ОПБ;
второй — мероприятия КЧС и ОПБ организации.
Во втором разделе отражаются мероприятия, планируемые к выполнению в целях реализации задач, возложенных на РСЧС на объектовом уровне, в том числе:
организационные мероприятия (заседания комиссии, учебно-методические сборы, конференции и т.п.);
основные мероприятия по подготовке органов управления и сил РСЧС, а также работников организации в области защиты от ЧС;
проведение инженерно-технических мероприятий по защите работников организации и повышению устойчивости её функционирования в ЧС;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
Календарный план работы КЧС и ОПБ организации при угрозе и возникновении ЧС отражает основные мероприятия, проводимые комиссией при угрозе и возникновении ЧС, и время на их проведение.
Спасательные службы, как и нештатные формирования ГО, создаваемые в установленном порядке в организациях, отнесённых к категориям по ГО, входят в состав сил РСЧС на объектовом уровне и являются основными силами организации для ликвидации ЧС.
В целях заблаговременной подготовки к выполнению задач по ликвидации ЧС целесообразно разрабатывать Планы спасательных служб по обеспечению мероприятий предупреждения и ликвидации ЧС (в мирное время).
Структурным подразделением, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, помимо перечисленных документов ежегодно разрабатывается План основных мероприятий организации в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения ПБ и безопасности людей на водных объектах. План подписывается и председателем КЧС и ОПБ организации.
Документы (копии, выписки из локальных нормативных актов) комплектуются по рабочим папкам председателя и членов КЧС и ОПБ организации согласно расчёту, составленному руководителем структурного подразделения, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (заместитель председателя КЧС и ОПБ организации) и утверждённому председателем КЧС и ОПБ организации (руководителем организации).
Часть из указанных документов разрабатывается в первую очередь для ведения ГО. Поэтому их необходимо отрабатывать в двух экземплярах, в том числе и для работы КЧС и ОПБ организации.