Тема № 2 Организационные основы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
Автор RedactorУчебный вопрос: Санкт-Петербургская территориальная подсистема РСЧС.
В Российской Федерации создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее РСЧС).
Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Принцип построения РСЧС – территориально-производственный.
РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются ФОИВ субъектов и государственными корпорациями (согласно приложению к Постановлению Правительства РФ № 794) для организации работы в области защиты населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов и государственных корпораций.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
РСЧС действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном, объектовом уровнях.
Организационно РСЧС предусматривает сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и средствами.
Руководители органов исполнительной власти любого уровня, руководители объектов экономки являются руководителями соответствующих подсистем РСЧС и несут персональную ответственность за решение возлагаемых на подсистему РСЧС задач. В своей деятельности РСЧС опирается на материальные и людские ресурсы государства.
Санкт-Петербургская территориальная подсистема предупреждения и ликвидации ЧС является составной частью РСЧС. Санкт-Петербургская подсистема предназначена для организации работы в области защиты населения и территории от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Санкт-Петербургская подсистема РСЧС объединяет органы управления, силы и средства ИОГВ СПб и организаций, расположенных на территории СПБ, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности (далее ОПБ).
Санкт-Петербургская подсистема состоит из районных звеньев.
Районные звенья СПб подсистемы РСЧС создаются администрациями районов СПб для организации работы в области защиты населения и территорий от ЧС и ОПБ на территориях соответствующих районов СПб.
Организация, состав сил и средств районных звеньев, а также порядок их деятельности определяются положениями о них. Положения о районных звеньях утверждаются в установленном порядке администрациями районов СПб по согласованию с уполномоченным органом.
Объектовый уровень СПб подсистемы РСЧС включает учреждения, предприятия и организации, расположенные на территории СПб, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации) для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ОПБ в организациях в соответствии с их полномочиями [6].
Санкт-Петербургская территориальная подсистема РСЧС создается на трех уровнях: городском, районном, объектовом [6].
Городской уровень включает в себя отраслевой подуровень.
Отраслевой подуровень городского уровня подсистемы включает ИОГВ СПб, за исключением администраций районов СПб, для организации работы в области защиты населения и территорий от ЧС и ОПБ в сфере деятельности этих органов в соответствии с их полномочиями.
Районные звенья СПб подсистемы создаются администрациями районов СПб для организации работы в области защиты населения и территорий от ЧС и ОПБ на территориях соответствующих районов СПб.
Объектовый уровень СПб подсистемы включает учреждения, предприятия и организации, расположенные на территории СПб, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ОПБ в организациях в соответствии с их полномочиями.
На каждом из уровней СПб подсистемы, включая отраслевой подуровень городского уровня создаются:
координационные органы;
постоянно действующие органы управления;
постоянно действующие органы, обеспечивающие управление СПб подсистемой (кроме объектового уровня);
органы повседневного управления;
силы и средства, резервы финансовых ресурсов, резервы материальных ресурсов (за исключением районных звеньев СПб подсистемы), системы связи и оповещения органов управления и сил СПб подсистемы, системы оповещения населения о ЧС и системы информирования населения о ЧС.
Координационными органами СПб подсистемы являются:
на городском уровне (в пределах территории СПб) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее КЧС и ОПБ) Санкт- Петербурга;
на отраслевом подуровне городского уровня (в сфере деятельности ИОГВ Санкт- Петербурга, кроме администраций районов СПб) – КЧС и ОПБ ИОГВ Санкт- Петербурга;
на районном уровне (в пределах территорий районов СПб) – КЧС и ОПБ соответствующих районов СПб;
на объектовом уровне (в пределах территорий организаций) – КЧС и ОПБ соответствующих организаций.
Постоянно действующими органами управления СПб подсистемы являются:
на городском уровне – Главное управление МЧС России по г. СПб;
на отраслевом подуровне городского уровня – структурные подразделения (государственные гражданские служащие) соответствующих ИОГВ СПб, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС;
на районном уровне – структурные подразделения, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС на территориях соответствующих районов СПб;
на объектовом уровне – структурные подразделения организаций, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
Постоянно действующими органами, обеспечивающими управление Санкт- Петербургской подсистемой, являются:
на городском уровне – Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности (далее – КВЗПБ);
на районном уровне – подведомственные учреждения КВЗПБ на территориях соответствующих районов СПб.
Органами повседневного управления СПб подсистемы являются:
ЦУКС Главного управления МЧС России по г. СПб;
дежурная служба Аппарата Губернатора СПб, дежурные и дежурно-диспетчерские службы (далее ДДС) ИОГВ СПб и организаций,
интегрированные в государственную информационную систему СПб «Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город».
К силам и средствам СПб подсистемы РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства ИОГВ СПб, организаций и общественных объединений, предназначенные и привлекаемые для предупреждения и ликвидации ЧС.
Вывод. Санкт-Петербургская территориальная подсистема РСЧС является составной частью РСЧС и объединяет органы управления, а также силы и средства СПб подсистемы РСЧС. Санкт-Петербургская территориальная подсистема РСЧС предназначена для предупреждения ЧС, их ликвидации в случае возникновения, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды, уменьшения ущерба.
Холодильник
Чем опасен. В холодильнике может произойти замыкание - компрессор, термостат или лампа освещения загорится, огонь перейдёт на пластиковые детали, и начнётся пожар. Обычно горят старые холодильники, в которых оборудование изношено. Ещё в старых приборах может загореться кабель подключения к розетке или вилка.
Опасность резко возрастает, если электричество в квартиру идёт с перебоями: его часто отключают и происходят скачки напряжения.
Как предотвратить пожар. Старому холодильнику лучше поддерживать холод. Вот как это сделать:
1. Проверьте уплотнители дверцы. Они изнашиваются, и если дверца неплотно закрывается, компрессор будет работать без остановки, охлаждая камеру. Старый уплотнитель легко заменить самому: его вытаскивают руками и ставят новый;
2. Уберите холодильник от источников тепла, например батареи, и проверьте, чтобы на него не светило солнце;
3. Не ставьте внутрь теплые и горячие продукты;
4. Убедитесь, что холодильник не придвинут задней стенкой вплотную к стене, позади прибора должно оставаться пространство для охлаждения рабочих элементов;
5. Проверьте, чтобы на задней стенке холодильника не скапливались залежи пыли, которая мешает теплообмену, а ещё может легко загореться. Пыль убирают мягкой щёткой или пылесосом.
Электроплита
Чем опасна. Поверхность электроплиты может раскаляться до +500°С, такая температура опасна сама по себе. Но чтобы произошёл пожар, должно совпасть два фактора:
1. Плита долго включена и накалилась;
2. На плите или рядом есть предметы, которые могут воспламениться.
Часто пожар происходит, когда плиту забыли выключить, оставив на ней кастрюлю или сковородку. Из-за перегрева пригорает пища, плавятся пластиковые части посуды и загорается деревянная ручка. Также может воспламениться пластиковая обшивка мебели поблизости. Если на плите нет посуды, может, и обойдется: плита просто разогреется и будет работать, пока её не выключат.
Как предотвратить пожар. Покупайте плиту с системами защиты. Они бывают нескольких типов:
1. От перегрева: плита отключится, если она слишком сильно раскалится;
2. От забывчивости хозяев: плита отключится, если конфорки включены, но с плитой долго не совершают никаких действий. Защита поймёт, что хозяева забыли выключить прибор, и сама это сделает;
3. От перегрузки: спасёт плиту, если в сети произойдёт скачок напряжения. Иногда скачки не только портят оборудование, но и становятся причинами пожаров.
Так как электрическая плита — мощный энергопотребитель, важно убедиться, что она подключена к силовой розетке, которая запитана кабелем с более толстым сечением, нежели обычные розетки: не менее 4 мм². Мощность бытовых электроплит при одновременном использовании четырёх конфорок может достигать 7-8 кВт.
Бойлер
Чем опасен. Пожар может произойти из-за ошибок подключения. Например, если старая модель бойлера не оснащена собственным кабелем с вилкой и кабель к бойлеру присоединили вручную, места соединения могут легко воспламениться.
Практически все новые водонагреватели снабжены устройством защитного отключения, которое обесточит прибор при коротком замыкании: например, из-за попадания влаги на электрические части. Так бывает, когда бак начинает подтекать. Кроме возгораний бойлеры иногда взрываются. Так происходит, когда внутри бака появляется повышенное давление, которое разрывает бак на куски. Это редкая ситуация, так как в любом бойлере есть две ступени защиты:
1. Термостат, который отключает нагрев, когда вода нагреется до нужной температуры;
2. Предохранительный клапан, который в случае предельного давления выпустит излишек воды и пара из бойлера.
Таким образом, чтобы произошёл взрыв, должен отказать термостат и не сработать предохранительный клапан. Бывает, что клапан просто забыли установить,- тогда достаточно отказа термостата.
Как предотвратить пожар или взрыв. Следить за состоянием бойлера и температурой горячей воды, которая из него выходит. Вот верные признаки поломки:
1. Вода в кране становится всё горячее и горячее, постепенно превращается в кипяток — за исключением случаев, когда в системе ГВС есть узел подмеса, который поддерживает в трубах заданную температуру;
2. На бойлере «зависают» индикаторы: например, лампа нагрева то горит, то нет;
3. Манометр и термометр, если они установлены на бойлере или трубах, зашкаливают;
4. Бойлер не слушается регулировок: хозяева устанавливают самую меньшую температуру нагрева, ног ничего не меняется;
5. Бойлер издаёт посторонние звуки, например шипит или хрипит, а предохранительный клапан стравливает воду.
Мастера по бытовой технике также рекомендуют примерно раз в три года чистить трубчатый нагреватель внутри бойлера и менять магниевый анод, который защищает стенки бойлера и сам нагревательный элемент от коррозии. Чем грязнее вода в квартире, тем чаще надо чистить. Бойлер, на нагревательных элементах которого накопились горы накипи, работает хуже — и он опаснее.
Стиральная машина
Чем опасна. Стиральные машинки загораются не так часто, и, как правило, это результат поломки в старых моделях. Вот что может случиться:
1. Где-то потекла вода, и она попала на электрические части;
2. Заклинило сливной насос, он перегрелся и начал плавиться;
3. Стал проскальзывать ремень привода барабана и из-за трения пошел дым: это не пожар, но выглядит страшно;
4. Из-за перенапряжения в электросети воспламенился блок управления: это может произойти даже когда машина не работает, поэтому рекомендуют отключать аппарат из розетки, если не стираете;
5. Неверно подобран стиральный порошок, из-за излишнего вспенивания он попал на электрические компоненты и произошло замыкание.
Как предотвратить пожар. Пожару часто предшествуют явные сигналы поломки: запах гари, дым, потрескивания, щелчки, вода под машинкой, иногда даже видны искры. Это нельзя оставлять просто так — вызовите мастера, чтобы он разобрался. Также имеет значение, как подключена стиральная машина. В идеале у неё должна быть влагозащищённая розетка с заземлением, а в щитке — устройство защитного отключения или дифавтомат, который обесточит машинку при проблемах с электрикой. Такая розетка подойдёт для ванной: шторки не дадут попасть влаге, а внутри розетки есть специальные отверстия для удаления конденсата.
Что в итоге
1.Проверьте проводку в квартире: если шатаются розетки, искрят выключатели и постоянно выбивает «автомат», то начать нужно с этого — и только потом думать о безопасности бытовых приборов.
2. При выборе бытовой техники обращайте внимание на системы защиты. Люди бывают забывчивыми, и лучше, если электроплита или утюг отключатся сами, когда хозяева уехали в спешке.
3.Безопаснее выключать приборы из розеток, когда ими не пользуетесь. Особенно это важно в квартирах, где есть проблемы с электричеством: лампочки часто мигают, светят слишком ярко, тускло или периодически гаснут. В таких квартирах бытовую технику лучше подключить через стабилизатор или реле напряжения.
При любых признаках возгорания немедленно сообщите об этом по телефону «01», «101» или «112». Постарайтесь как можно быстрее покинуть горящее помещение. Не теряйте времени на спасение имущества, главное – спасти себя и других, попавших в беду.
Спасатели напоминают: вредная привычка может стать причиной пожара
Автор RedactorНеосторожное обращение с огнем, в том числе неосторожность при курении – одна из самых распространенных причин пожаров, которые нередко приводят к гибели.
Непогашенные сигареты, выброшенные из окон или балконов, потоками воздуха могут заноситься на соседние балконы и в открытые окна квартир, что становится причиной пожаров. Поэтому, покидая квартиру, необходимо закрывать окна и двери балконов для исключения заноса источника загорания в помещение.
Ни в коем случае не допускается бросать непогашенные сигареты в нижние пролеты или шахту лифта. Особенно такие действия опасны при размещении в подвальных этажах коммерческих организаций, которые, в нарушение требований пожарной безопасности, складируют на общих лестничных площадках сгораемые материалы. Тление газетной бумаги или картона, не говоря уже о пластике, достаточно, чтобы отрезать путь эвакуации и вызвать панику граждан.
Уважаемые граждане! Помните, что:
- нельзя курить в постели или сидя в кресле, тем более, если вы употребляли спиртное: в таком положении очень легко заснуть. Если вовремя не потушить сигарету, от нее может загореться одежда или мебель;
- даже потушенные сигареты нельзя бросать в урны с бумагами и другими горючими отходами – они могут загореться;
- не следует в качестве пепельницы использовать бумажные кульки, коробки от спичек или сигарет;
- необходимо следить за тем, чтобы спички или сигареты не попадали в руки маленьким детям.
Помните! Неосторожность или небрежность при курении – одна из наиболее распространенных причин пожаров, как в жилых домах, так и на предприятиях промышленности. Чтобы не допускать пожара на рабочем месте или в жилом секторе, необходимо соблюдать правила пожарной безопасности при курении.
При обнаружении первых признаков пожара (запах гари, дым) следует сообщить в противопожарную службу по телефону 01 или 101 и 112 - с мобильного.
В Администрации МО Смольнинское проведена лекция для неработающего населения в рамках исполнения вопроса местного значения по обучению способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, а также способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
В Администрации МО смольнинское проведена лекция для неработающего населения в рамках исполнения вопроса местного значения
Тема № 2 Организационные основы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций Учебный вопрос 1: Организационные основы гражданской обороны Санкт-Петербурга.
Автор RedactorГражданская оборона (ГО) - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера .
ГО в СПб организуется и ведется на всей территории СПб в соответствии с:
законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти (далее ФОИВ), уполномоченного на решение задач в области ГО, Положением об организации и ведении ГО в СПб .
Руководство ГО в Санкт-Петербурге.
в СПб осуществляет Губернатор СПб;
на территориях районов СПб осуществляют главы администраций соответствующих районов СПб;
в иных исполнительных органах государственной власти (далее ИОГВ) СПб осуществляют их руководители;
в организациях осуществляют их руководители.
Органами, осуществляющими управление гражданской обороной в СПб, являются:
на территории СПб - орган, уполномоченный решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ - Главное управление МЧС России по Санкт-Петербургу;
на территориях районов – территориальные отделы по районам СПб, управления гражданской защиты ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу;
в организациях - структурные подразделения, уполномоченные на решение задач в области ГО.
В целях подготовки к ведению и ведения ГО руководители ГО соответствующих уровней издают приказы и распоряжения.
Приказы и распоряжения руководителей ГО в пределах их компетенции в области ГО обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами.
Координацию деятельности ИОГВ, органов местного самоуправления в СПб и организаций в области ГО на территории СПб осуществляет ИОГВ СПб, уполномоченный Правительством СПб на решение задач в области ГО.
Для организации управления мероприятиями по ГО и действиями сил ГО на территории СПб в установленном порядке создаются органы, осуществляющие управление ГО.
Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий, мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций, а также иных специальных мероприятий по ГО Правительством СПб, ИОГВ СПб и организациями заблаговременно в мирное время при необходимости могут создаваться в установленном порядке соответствующие коллегиальные органы (далее - комиссии). Решения о создании комиссий принимают соответствующие руководители. Комиссии возглавляются соответствующими руководителями или их заместителями [5].
Для решения задач в области ГО, реализуемых на территории СПб, создаются силы ГО. В состав сил ГО СПб входят аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, а также создаваемые в установленном порядке на военное время в целях решения задач в области ГО специальные формирования.
ИОГВ СПб и организации независимо от их организационно-правовых форм в целях решения задач в области ГО и в соответствии с установленными федеральным законодательством полномочиями в области ГО создают и содержат силы, средства, объекты ГО, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по ГО.
Координацию деятельности по созданию, учету, оснащению, подготовке, планированию действий и применению сил ГО на территории СПб осуществляет территориальный орган ФОИВ, уполномоченного на решение задач в области ГО по Санкт-Петербургу.
Для осуществления управления ГО Правительство СПб, ИОГВ СПб, в соответствии с полномочиями в области ГО создают и поддерживают в постоянной готовности технические системы управления ГО, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении ЧС природного и техногенного характера.
Вывод. ГО в Санкт-Петербурге является частью системы общегосударственных оборонных мероприятий. Она содержит силы и средства в постоянной готовности и готова к выполнению задач по предназначению.
ТЕМА № 1. «Требования нормативных правовых актов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций». Учебный вопрос 2: «Основные положения федерального законодательства в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций
Автор RedactorНормативное правовое регулирование в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права.
К основным нормативным правовым и подзаконным актам в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федерального уровня относятся:
Федеральный закон № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет общие для
Российской Федерации организационно - правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В законе даются определения:
чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные
материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
зона чрезвычайной ситуации — это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах».
Цели настоящего Федерального закона
Целями настоящего Федерального закона являются:
предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций;
разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. Федеральным законом № 68-ФЗ:
Установлены пять уровней функционирования РСЧС:
федеральный;
межрегиональный;
региональный;
муниципальный;
объектовый.
Определены режимы функционирования РСЧС:
режим повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Определены принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно;
планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных
характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;
объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны;
ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обязанности организаций и граждан Российской Федерации.
Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Организации обязаны:
а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций;
и) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.
Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и принимает решение об установлении уровня реагирования и о введении дополнительных мер по защите от чрезвычайной ситуации работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории.
Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, и назначенный им руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации несут ответственность за проведение работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации на территории данной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации имеют право:
на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах;
участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка;
на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Граждане Российской Федерации обязаны:
соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
выполнять установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;
при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» определяет порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются резервный фонд Правительства РФ, а также запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, и резервы материальных ресурсов.
Органы управления и силы единой системы функционируют в трех режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности (при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций) и чрезвычайной ситуации (при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций).
Основные положения законодательства Санкт-Петербурга в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
К основным нормативным правовым актам Санкт-Петербурга в области защиты населения и территории от ЧС относятся:
Закон Санкт-Петербурга от 20.10.2005 № 514-76 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Санкт-Петербурге», в котором изложены основные положения:
а) прогнозирование угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций, предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечение безопасности людей на водных объектах;
б) снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
в) ликвидация чрезвычайных ситуаций и их последствий;
г) обеспечение материальной и социально-правовой защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 02.11.2006 №1359 «О Санкт-Петербургской территориальной подсистеме Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в котором раскрываются: организация, задачи, состав сил и средств, порядок деятельности Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В нем определено, что Санкт-Петербургская подсистема предназначена для организации работы в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Созданная в соответствии с требованиями нормативных правовых актов система защиты от ЧС, имеющая органы управления, силы и средства способна решать возложенные на них задачи. Проблемы защиты жизни и здоровья человека от всех ЧС превратились ныне в одну из актуальнейших задач, стоящих перед человечеством. Для ее решения и создана, и постоянно развивается система РСЧС.
За время своего функционирования она доказала необходимость своего существования.
В рамках занятий с неработающим населением 30.01.2025 года проведены вводные занятия по ГО и ЧС по теме "ГО: понятия, задачи, цели"
Одновременно также проведены занятия по профилактике терроризма. Тема: "Террорист и мошенник одинаково опасен"
Помните, что при наличии пострадавших на пожаре главное им не навредить.
При отравлении продуктами сгорания (угарным газом, дымом) нужно вынести пострадавшего на свежий воздух, расстегнуть его одежду и восстановить проходимость дыхательных путей, следя, чтобы не запал язык, вызовите "Скорую помощь". Уложите пострадавшего, приподняв ему ноги, разотрите тело и грудь, укройте потеплее и дайте понюхать ватку с нашатырным спиртом. Если началась рвота, поверните ему голову в сторону, чтобы не дать задохнуться.
При отсутствии у пострадавшего дыхания немедленно начинайте проводить искусственную вентиляцию легких, продолжая ее до прибытия врача. Чтобы не отравиться самому, вдох в рот или нос делайте через смоченную марлевую салфетку (носовой платок), а при пассивном выдохе пострадавшего отклоняйте свою голову в сторону, чтобы выдыхаемый газ не попал Вам в легкие.
При обширных ожогах ничего не отрывайте от обожженных мест, не пытайтесь вскрыть водяные пузыри - вы занесете инфекцию в раны. Накройте ожоги и раны чистой тканью, сильно не перетягивайте обожженные места бинтами, и немедленно доставьте пострадавшего в медицинское учреждение.
В случае небольших по площади поверхностных ожогов (покраснение кожи) поставьте пораженный участок кожи под струю холодной воды и подержите до стихания боли, затем промойте рану перекисью водорода и смажьте рану растительным маслом, не надо их перебинтовывать.
Правила поведения на льду и меры безопасности на водных объектах в зимний период. Уважаемые жители МО Смольнинское!
Автор RedactorЕжегодно в России на воде гибнут около 20 тысяч человек. Происходит это в разное время года и по различным причинам...
Будьте осторожны на водоемах зимой! Несоблюдение правил безопасности на водных объектах в осенне-зимний период часто становится причиной гибели и травматизма людей.
Лёд до наступления устойчивых морозов непрочен. Скреплённый вечерним или ночным холодом, он ещё способен выдерживать небольшую нагрузку, но днём, быстро нагреваясь от просачивающейся талой воды, становится пористым и очень слабым, хотя и сохраняет толщину. Основным условием безопасного пребывания человека на льду является соответствие толщины льда прилагаемой нагрузке.
Безопасная толщина льда:
для одного человека – не менее 7 см;
для сооружения катка – не менее 12 см;
для совершения пешей переправы – не менее 15 см;
для проезда автомобилей – не менее 30 см.
Время безопасного пребывания человека в воде:
при температуре воды 24°С время безопасного пребывания 7-9 часов,
при температуре воды 5-15°С – от 3,5 до 4,5 часов;
температура воды 2-3°С оказывается смертельной для человека через 10-15 мин;
при температуре воды минус 2°С – смерть может наступить через 5-8 мин.
Правила поведения на льду
1. Нельзя выходить на лед в тёмное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь).
2. При переходе через реку пользуйтесь ледовыми переправами.
3. Нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется хоть немного воды, — это означает, что лёд тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае следует немедленно отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин.
4. При вынужденном переходе водоёма безопаснее всего придерживаться проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне. Но если их нет, то перед спуском на лёд нужно внимательно осмотреться и наметить предстоящий маршрут.
5. При переходе водоёма группой необходимо соблюдать расстояние друг от друга (5-6 м).
6. Замёрзшую реку (озеро) лучше перейти на лыжах, при этом крепления лыж расстегните, чтобы при необходимости быстро их сбросить; лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук, чтобы в случае опасности сразу их отбросить.
7. Если есть рюкзак, повесьте его на одно плечо, это позволит легко освободиться от груза в случае, если лёд под вами провалится.
8. На замёрзший водоём необходимо брать с собой прочный шнур длиной 20–25 метров с большой глухой петлёй на конце и грузом. Груз поможет забросить шнур к провалившемуся в воду товарищу; петля нужна для того, чтобы пострадавший мог надёжнее держаться, продев её подмышками.
9. Не стоит отпускать детей на лёд (на рыбалку, катание на лыжах и коньках) без присмотра.
10. Одна из самых частых причин трагедий на водоёмах – алкогольное опьянение. Пьяные люди неадекватно реагируют на опасность и в случае чрезвычайной ситуации становятся беспомощными.
Подробнее ...
ТЕМА № 1. «Требования нормативных правовых актов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций».
Автор RedactorУчебный вопрос 1: Основные положения федерального и регионального законодательства области гражданской обороны.
Основу федерального законодательства в области гражданской обороны (далее – ГО) составляют федеральные нормативные, правовые и подзаконные акты, принятые в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
В федеральном законе № 28-ФЗ «О гражданской обороне» изложены задачи в области гражданской обороны, принципы организации и ведения гражданской обороны. Закон определяет полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области гражданской обороны, в том числе полномочия Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны.
Статья первая данного закона вводит основные понятия в области гражданской обороны:
гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
Задачи в области гражданской обороны определены в статье второй федерального закона:
подготовка населения в области гражданской обороны;
оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях (далее – ЧС) природного и техногенного характера;
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;
проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;
санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
срочное захоронение трупов в военное время;
обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
В статье четвертой федерального закона определены принципы организации и ведения гражданской обороны;
Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента введения в действие Президентом Российской Федерации Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации.
Статья 9. Полномочия организаций в области гражданской обороны
1. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
планируют и организуют проведение мероприятий по ГО;
проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Статья 10. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны
Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
проходят подготовку в области гражданской обороны;
принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;
оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.
Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Этим указом определены полномочия МЧС России.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 868 в МЧС России издан Приказ от 27.03.2020 № 217 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации». Приказом определен территориальный орган, специально уполномоченный на решение задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации - Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации.
Вопросы подготовки к ведению гражданской обороны определены постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации». Они заключаются в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
К основным нормативным правовым актам Санкт-Петербурга в области гражданской обороны относятся:
Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 37-пг «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Санкт-Петербурге; определяет, что гражданская оборона в Санкт-Петербурге организуется и ведется на всей территории Санкт-Петербурга в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской оборон, а также определяется руководство и организационная структура гражданской обороны в Санкт-Петербурге, состав сил и средств гражданской обороны.
Постановление Правительства Санкт - Петербурга № 46 «О мерах по совершенствованию системы гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности в Санкт-Петербурге» определяет, что Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности (далее-Комитет) является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга на решение задач в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территории Санкт-Петербурга от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Современные средства поражения их мобильность, быстродействие, огромная разрушающая сила и практически не ограниченная досягаемость предъявляет повышенные требования к поддержанию высокой боевой готовности ГО, как в мирное время, так и при угрозе, и в случае нападения любого противника на Российскую Федерацию. ГО должна рассматриваться как составная часть единой общегосударственной системы оборонных мероприятий, проводимой в мирное и военное время в целях защиты населения, территорий, экономики, материальных ценностей страны от средств нападения.
Учебно–консультационный пункт МО Смольнинское по ГО и ЧС
Автор RedactorВопросами местного значения муниципального образования в области ГО и ЧС являются:
- содействие в установленном порядке исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга в сборе и обмене информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также содействие в информировании населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
- проведение подготовки и обучения неработающего населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, а также способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
Уважаемые жители муниципального образования МО Смольнинское!
В округе создан и функционирует учебно–консультационный пункт (УКП), на базе которого проводится подготовка и обучение неработающего населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, а также способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Обучающие группы формируются на основании поступивших обращений.
Адрес УКП: Тверская ул., дом 23-25 (вход со двора, помещение МБУ "Досуговый центр "Зелёный слон")
Телефон: 8 (812) 274-54-06
Контактное лицо:
Специалист по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, главный специалист административно-технического отдела Администрации МО Смольнинское - Тетюшин Михаил Васильевич
Губернатором Александром Бегловым подписано постановление об установлении периодов, в течение которых запрещается выход на лёд. Запрет установлен на срок с 18.11.2024 по 14.04.2025.
Исключение составляет Финский залив, а также озера, пруды, карьеры и водохранилища, расположенные в городе – здесь на лёд можно будет выходить в период устойчивых низких температур с 16 января по 14 марта 2025г.
Выход на лед в Санкт-Петербурге официально разрешен с 16 января по 16 марта 2025г.
Даты, указанные в документе, формируются исходя из данных предоставляемых синоптиками.
По прогнозам синоптиков, безопасный лед установиться на водоемах с 16 января, а таять начнет с 15 марта. Вне указанного периода выход на лед запрещен и будет караться предупреждением или штрафом от 1000 до 5000 рублей. За выезд на лед в сроки действия запрета – штраф от 1500 до 5000 рублей.Главное управление МЧС по Петербургу запретило выход на лед городских водоемов с 15 ноября 2024 по 15 апреля 2025. Исключение: Финский залив и городские озера, пруды, карьеры и водохранилища. На их лед разрешено выходить в период устойчивых низких температур с 16 января по 14 марта 2025 года. В такие дни, как сегодня, при плюсовой температуре, выход на лед смертельно опасен.
Что делать, если вы оказались на льдине? Рекомендации спасателей:
- сохранять спокойствие;
- позвонить в экстренные службы по тел. 112;
- не двигаться и не перемещаться.
Смольнинцы! Берегите свою жизнь и здоровье, в случае неблагоприятных погодных явлений (плюсовая температура, сильный ветер и снег) воздерживайтесь от посещения водоемов.
ТЕМА № 9. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, присущие Санкт-Петербургу
Автор RedactorУчебные вопросы
1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, присущие Санкт-Петербургу.
2. Способы защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ЧС.
Первый учебный вопрос
1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, присущие Санкт-Петербургу.
Развитие техносферы, имевшее в 20 веке исключительно высокие темпы, привело к ряду негативных последствий. Возникла такая проблема как техногенная опасность.
В ГОСТе Р 22.0.05-94. «Термины и определения основных понятий в области безопасности в техногенных чрезвычайных ситуациях» дано следующее определение техногенной опасности.
Техногенная опасность — это состояние, внутренне присущее технической системе, промышленному или транспортному объекту, реализуемое в виде поражающих воздействий источника техногенной чрезвычайной ситуации на человека и окружающую среду при его возникновении, либо в виде прямого или косвенного ущерба для человека и окружающей среды в процессе нормальной эксплуатации этих объектов.
Под источником техногенной чрезвычайной ситуации, указанным ГОСТом принимается, опасное техногенное происшествие, в результате которого на объекте, определенной территории или акватории произошла техногенная чрезвычайная ситуация.
К этим источникам можно отнести различного рода техногенные аварии и катастрофы, сопровождаемые тяжелыми последствиями для человека и окружающей его природной среды, проблемы экологического характера, связанные с ними.
Авария (ГОСТ Р 22.0.05 - 94) — это опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей, и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.
Техногенная катастрофа — это крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение либо уничтожение объектов, материальных и культурных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей природной среде.
Для эффективного противодействия авариям (техногенным катастрофам) необходимо учитывать, что в своем развитии они, как правило, проходят пять фаз:
первая - накопление технических отклонений от нормального процесса (зарождение ЧС);
вторая - инициирование аварии (действия, нарушающие устойчивое состояние источника ЧС);
третья - развитие аварии (процесс чрезвычайного события, во время которого происходит высвобождение факторов риска);
четвертая - локализация аварии, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР);
пятая - восстановление жизнедеятельности людей и функционирования организации (объекта экономики) после ликвидации последствий аварии.
Техногенная чрезвычайная ситуация — это состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде (ГОСТ Р 22.0.05-94).
По источникам возникновения, в соответствии с приказом МЧС от 08.07.2004 № 329 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях», ЧС техногенного характера могут возникнуть в результате следующих видов аварий (техногенных катастроф):
1. Транспортные аварии (катастрофы).
2. Пожара и взрывы (с возможным последующим горением).
3. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой) выброса и (или) сброса аварийно-химических опасных веществ (АХОВ).
4. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой) выброса (сброса) радиоактивных веществ (РВ).
5. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой) выброса и (или) сброса патогенных для человека микроорганизмов (возбудителей инфекционных заболеваний людей и животных).
6. Внезапное обрушение зданий, сооружений, пород.
7. Аварии на электроэнергетических системах.
8. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения.
9. Аварии на очистных сооружениях.
10. Гидродинамические аварии.
Основными источниками возникновения техногенных ЧС являются:
- ДТП с тяжкими последствиями (65%);
- авиационные катастрофы (20%);
- взрывы в зданиях и сооружениях (с возможным последующим горением) (10%);
- внезапное обрушение производственных зданий, сооружений, пород (3%).
Постепенно происходит снижение число таких техногенных ЧС, как аварии грузовых и пассажирских поездов и поездов метрополитена, авиационные катастрофы, аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения.
Четвертый учебный вопрос
4. Способы защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ЧС
В соответствии с требованиями приказа МЧС России от 28 февраля 2003 г. № 105 (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 20 марта 2003 г. № 4291) потенциально опасные объекты подразделяются на 5 классов:
1 класс – потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения чрезвычайной ситуации федерального уровня.
2 класс – потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения чрезвычайной ситуации межрегионального уровня.
3 класс – потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального уровня.
4 класс – потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения чрезвычайной ситуации муниципального уровня.
5 класс – потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения чрезвычайной ситуации локального уровня.
Перечень организаций, эксплуатирующих особо радиационно-опасные и ядерно-опасные объекты определен распоряжением Правительства РФ от 14 сентября 2009 № 1311-р, который корректируется.
Перечень химически опасных объектов Санкт-Петербурга не превышает полутора десятков объектов. При этом защитные мероприятия всегда находятся в центре внимания руководителей органов управления.
Способы защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях, должны соответствовать конкретному виду ЧС. Но общими для всех них являются:
1. Своевременное информирование. Применяются различные сигналы оповещения населения.
2. Укрытие людей в защищенных объектах.
3. Применение индивидуальных средств защиты.
4. Мероприятия по защите населения от биологических, радиационных и химических угроз.
5. Эвакуационные мероприятия.
6. Восстановительные мероприятия, оказание медицинской помощи и гуманитарной поддержки.
Вероятность возникновения ЧС природного и техногенного характера не смотря на принятие различных мер повышающим безопасность населения и территорий от ЧС ПТХ, остается достаточно высокой. Необходимость обеспечения безопасности населения, сохранения материальных и культурных ценностей в ЧС для нашего города по-прежнему актуальна. Решение указанной задачи в первую очередь ложиться на органы исполнительной власти города, районов и руководителей организаций, так как на конкретных территориях существуют угрозы конкретных природных ЧС и именно там необходимо предпринимать оперативные и эффективные меры по снижению рисков их возникновения.