Муниципальное образование Смольнинское

Дорогие друзья!

Мы часто публикуем очерки о поэтах и писателях, тема творчества которых – это любовь, искусство, поиск себя … Сегодня же мы расскажем о человеке, который сумел найти лирику в естественных науках. Его называли певцом математики, бардом физики, поэтом астрономии… Все это о русском и советском математике, физике, журналисте и педагоге Якове Перельмане, который жил некоторое время на 8-й и 10-й Рождественских улицах (ныне Советских). Нашу публикацию мы посвящаем Якову Исидоровичу в День его памяти.

Увлечение наукой и журналистикой у нашего героя возникло еще в школьные годы. Будучи старшеклассником, Перельман опубликовал своей первый очерк «По поводу ожидаемого огненного дождя» в газете «Гродненские губернские ведомости». Цель материала была опровергнуть домыслы о предстоящем конце света. В наглядной, доступной рядовому читателю форме, юноша объяснил, что метеорный рой Леониды или звездный дождь – регулярное и захватывающее по своей красоте явление.

Поступив в Лесной институт, уже в нашем городе, на первом же курсе студент Яков начал сотрудничать с журналом «Природа и люди». Очерк, с которым он дебютировал, назывался «Столетие астероидов». Спустя недолгое время, Перельман стал ответственным секретарем издания, а через почти десять лет возглавил редакцию.

Со временем круг освещаемых автором тем расширился. К любимой астрономии добавились математика, физика, техника… Перельман готовил собственные тексты и знакомил читателей с трудами других исследователей. Например, благодаря ему увидели свет работы Циолковского «Без тяжести» и «Вне Земли». К слову, Перельман вел переписку с Циолковским вплоть до его смерти.

Перельман все основательнее занимался популяризацией науки. Постепенно из-под его пера стали выходить и книги. Так, в 1913-м была опубликована «Занимательная физика». Почитателей у издания было не счесть. Особенно восхищались физики. Для них казалось парадоксальным то, как талантливо о явлениях физики писал человек по образованию «лесовод».

За всю жизнь книг было написано очень много. Среди них такие бестселлеры, как: «Физика на каждом шагу», «Загадки и диковинки в мире чисел», «Знаете ли вы физику?», «Для юных математиков. Веселые задачи», «Занимательная геометрия на вольном воздухе и дома». Издания переведены на множество языков мира.

Перельман сотрудничал со многими учеными и изданиями. Но научная публицистика была не единственным делом его жизни. В 1935-м он открыл ленинградский Дом занимательных наук. Основной аудиторией в нем стали ленинградские школьники. В стенах организации они в наглядной форме узнавали много нового о достижениях науки и техники. К несчастью, Великой Отечественной была уничтожена большая часть экспозиции.

Крайне примечателен еще один факт из биографии основоположника жанра занимательной науки. Существовало такое «Особое совещание по топливу», в котором Перельман служил без отрыва от работы в журнале, и где предложил с целью экономии топлива перевести стрелку часов на час вперед. Проект был одобрен, и на территории Советской России ввели так называемое декретное время. Да, и такое было – насколько уникален был Перельман.

Жизнь Якова Исидоровича оборвалась в блокадном Ленинграде 16 марта 1942 года, ровно семьдесят девять лет назад. Он умер от истощения, но память о нем жива в его трудах, которые перечитываются из поколения в поколение.