29/03/2021
Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургский Дом национальностей и муниципальные газеты города продолжают проект, рассказывающий о народах, живущих в Северной столице. Сегодня мы предлагаем познакомиться с памирцами.
До ХХ века о загадочных памирцах мало кто слышал, потому что они жили в отдаленных районах. Начиная с эпохи СССР этих людей чаще всего путали с таджиками.Между тем жители высокогорья имеют особую культуру, свои интересные обычаи и традиции.Это мирные люди, привыкшие к изолированной жизни в горах Памира и Гиндукуша. Бадахшан – так называется историческая область их проживания.
Памирцы — это совокупность малых народов. Их разделяют на северных и южных. К северным относятся: шугнанцы, рушанцы, язгулямцы и сарыкольцы, а к южным: ишкашимцы,сангличцы, ваханцы и муджанцы.
Ученые доказали, что эти народы относятся к нескольким древним восточно-иранским общностям, которые когда-то попали на Памир отдельно друг от друга, но однозначного ответа на вопрос о происхождении памирцев так и нет.
Внешне памирцы больше похожи на европейцев, чем на азиатов. Все путешественники, побывавшие на Памире, отмечали, что у них серые или голубые глаза и светлые волосы.
Будучи представителями ираноязычных народов, еще в I тысячелетии до нашей эры памирцы являлись приверженцами зороастризма. Затем вместе с торговыми караванами из Китая на высокогорье распространился буддизм. В XI веке на эти земли бежал известный персидский поэт НасирХосров (1004-1088 годы), который спасался от преследования мусульман-суннитов. Он стал духовным лидером местного населения, под влиянием поэта памирцы приняли исмаилизм — шиитское направление ислама, впитавшее в себя некоторые положения индуизма и буддизма.
Национальная одежда
Традиционная памирскаямужская одежда летом — прямые рубахи свободного кроя и широкие штаны, зимой — шерстяной халат и овчинный тулуп. Женский костюм состоит изтуникообразного платья и шаровар, узких в щиколотке. Зимой надевали по три шерстяных платья, голову покрывали платком. На ногах носили джурабы и сапоги-чулки из мягкой кожи.
В переводе с персидского «джурабы» означает «носки». Вяжут их крючком из бараньей или козлиной шерсти. Они хорошо согревают и обладают лечебными свойствами. В условиях Памира это очень важно: ведь холодный период здесь длится долго, и даже летом достаточно прохладно. А еще мастерицы говорят, что положительный заряд владельцу джурабов дает особый орнамент.Женщины в вязании используют древние арийские символы, а также растительные и животные узоры. У многих рисунков тысячелетняя история. Но особое внимание здесь уделяют цветовой гамме.Каждый цвет обозначает свое. Например, желтый – символ света, солнца, красный – счастья.
Когда на Памире в дом приходит гость, ему на плечо кладут джурабы, что означает радость встречи и заботу. Их дарят на праздники и значимые события в жизни. В приданом невесты джурабы есть обязательно.
Обычаи и нравы
Каждый элемент памирскогодома имеет символическое значение. Опорой жилища служат пять столбов, названных в честь мусульманских святых: Мухаммед, Фатима, Али, Хусейн и Хасан. Они разграничивают мужскую и женскую спальни, а также кухню, гостиную и молитвенную зону. А четырехступенчатый свод жилища символизирует природные стихии: огонь, землю, воду и воздух.
Раньше памирцы жили большими патриархальными семьями, все родственники вели совместное хозяйство, беспрекословно подчиняясь старейшине. Но впоследствии на смену таким мини-общинам пришли обычные моногамные семьи.
Интересны свадебные традициипамирцев. Свадьба состоит из нескольких обрядов. Один из них — «пицпатчид» — церемония открытия лица невесты. Невесте закрывают лицо несколькими платками: от семи и больше. Когда онаприходит в дом жениха с закрытым лицом, платок ей поднимает близкий друг жениха с помощью веточки от плодового дерева и лука без стрелы. Лук в обряде является предметом, который отгоняет злых духов и недругов, а веточка – это символ плодородия. Поднимая платок,друг жениха произносит: «Три отца, три матери, три ребенка».Эта церемония закрепляет за ним особый статус: теперь он названый отец девушки. У памирской женщины три пары родителей: родные отец и мать, свекор и свекровь и друг мужа с супругой. Именно семья друзей должна будет поддерживать женщину в трудных ситуациях.
Национальная кухня
Кухня народов Памира проста. Основной продукт питания — пшеница. Ее перемалывают на крупу, из которой готовят каши и муку для лапши, клецок, лепешек. В рационе также присутствуют овощи, бобовые, свежие фрукты, сухофрукты, грецкие орехи. Мяса памирцы едят мало. От овец в основном получают молоко, из которого готовят кисломолочные продукты и овечий сыр. Суп варят из овощей, кислого молока или кефира и риса. Очень любят чай. Традиционный памирский чай «ширчой» готовится из черного чая с добавлением молока, соли и сливочного масла.
Для приготовления ширчоя потребуется:
— чай — 1/2 ч.л.
— молоко — 150 мл.
— сливочное масло — 10г.
— соль — по вкусу
В горячую воду всыпать половину чайной ложки чая (примерно на полстакана), влить 150 мл. горячего кипяченого молока, довести до кипения. Добавить 10 г. сливочного масла, посолить — и к столу.
Памирцы в Санкт-Петербурге
Впервые представители Памира приехали в Петербург в 1913 году. На праздновании «300-летия Дома Романовых» присутствовали Азиз Хан — правитель Шахдары, Такур Бек — правитель Алая и другие.
В годы Великой Отечественной войны многие сыновья Памира защищали Ленинград. Среди них: КалонКурбонов, Махмуд Додобов, Худобони. За отвагу и мужество они награждены медалью «За оборону Ленинграда».
В Санкт-Петербурге с 2000 года существует Межрегиональная общественная организация «Памир». Землячество гордится своими спортсменами. Председатель МРОО «Памир» БахтибекБердов, ушедший из жизни в 2019 году, был неоднократным чемпионом России по карате. В 1995 году в составе сборной Петербурга он стал обладателем Кубка Европы. МанучехрЗумратшоев — неоднократный чемпион России по регболу. МададиНагзибеков выступал за сборную города по боксу, является победителем международных турниров, призером чемпионатов России и Азии.
При землячестве существует фольклорно-этнографический ансамбль и танцевальная группа «Пари».
27/03/2021
Начинающийся сегодня ветхозаветный Песах, для многих давно потерял свою религиозную окраску и воспринимается, как веселый весенний праздник.
Песах отсылает нас к событиям древней истории - освобождению еврейского народа от многовекового рабства и жестокого угнетения, а так же показывает, что даже в самых тяжёлых условиях нельзя терять гордость, честь и собственное достоинство. Песах учит нас помогать слабым и заботиться о ближних, быть добросердечным, но справедливым.
С праздником Песах!
25/03/2021
Трудовые мигранты также будут обязаны в течение 30 дней пройти в медорганизациях освидетельствование, подтверждающее отсутствие ВИЧ-инфекции, инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также наркомании
Госдума во вторник приняла в первом чтении правительственный законопроект об обязательной дактилоскопической регистрации, фотографировании и медосмотре иностранцев, прибывших на территорию РФ в безвизовом режиме и находящихся в стране длительный срок, в том числе в целях ведения трудовой деятельности.
Существует ряд категорий иностранных граждан, которые могут длительное время находиться в РФ без прохождения дактилоскопической регистрации и медицинского освидетельствования. Наибольшую часть из них составляют граждане стран - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), которых на 1 марта 2020 года в России находилось около 2,5 млн человек.
В то же время, как указывают разработчики в пояснительных материалах, "фрагментарность контроля за состоянием здоровья мигрантов и отсутствие эффективных алгоритмов действий в отношении лиц, у которых выявляются опасные заболевания, существенно увеличивают риск проникновения и распространения на территории РФ опасных инфекционных заболеваний". Кроме того, отсутствие возможности идентификации по биометрическим персональным данным значительно затрудняет выявление лиц, находящихся в розыске, пребывание которых в РФ нежелательно.
Дактилоскопия и медобследование
Законопроектом предлагается внести изменения в закон о правовом положении иностранных граждан и закон "О государственной дактилоскопической регистрации в РФ", предусмотрев положения, "обеспечивающие прохождение обязательной дактилоскопической регистрации, фотографирования и последующей биометрической идентификации, а также медицинского освидетельствования иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, находящихся на территории РФ длительный срок (более 90 дней суммарно в течение календарного года)".
Для иностранных граждан, прибывших в РФ в целях осуществления трудовой деятельности, предлагается установить обязанность прохождения указанных процедур в течение 30 календарных дней с даты въезда в РФ. Планируется привлечь к данной работе организации, находящиеся в ведении МВД России, а также уполномоченную московскими властями организацию, "учитывая значительный опыт и уровень профессиональной подготовки ее специалистов, наличие у нее значительной материально-технической базы для организации данной работы, а также имеющееся действенное взаимодействие с подразделениями МВД России". Трудовые мигранты обязаны будут в течение 30 дней пройти в медорганизациях освидетельствование, подтверждающее отсутствие ВИЧ-инфекции, инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также наркомании.
В случае уклонения от данных требований срок пребывания таких мигрантов в РФ будет сокращен. В отношении выявленных наркоманов и ВИЧ-инфицированных может быть принято решение о нежелательности их пребывания в России.
Также законопроектом предлагается установить, что "срок временного пребывания трудового мигранта определяется сроком действия трудового договора или гражданско-правового договора, заключенного трудовым мигрантом с работодателем или заказчиком работ (услуг), продлевается на срок его действия". В случае заключения трудового договора на неопределенный срок пребывание мигранта продлевается на срок до одного года с даты его въезда в РФ.
https://tass.ru/obschestvo/10973861?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&nw=1616673275000
17/03/2021
В администрации района прошло заседания координационного совета по вопросам межнациональных отношений под председательством первого заместителя главы администрации Центрального района Санкт-Петербурга Павла Михайловича Спивачевского.
В заседании также приняли участие представители районных муниципалитетов и профильных отделов администрации района, сотрудники УМВД России по Центральному району г. Санкт-Петербурга.
Участники заседания дали оценку оперативной ситуации в районе, связанной с состоянием преступности среди мигрантов и обсудили обращения граждан по вопросам, связанным с межнациональными, межконфессиональными отношениями, поступившие в администрацию района. Кроме этого, поднимался вопрос об организации в учреждениях здравоохранения пунктов предоставления информации об оказании медицинской помощи мигрантам, получении дополнительных медицинских услуг, возможности приобретения медицинского полиса.
08/03/2021
Официальный представитель узбекских властей рассказал, что в марте—апреле страна надеется возобновить регулярное авиасообщение с Россией.
Ситуация, связанная с пандемией, постепенно стабилизируется. Узбекистан отвечает всем требованиям, установленным антиковидной комиссией России. Поэтому власти в скором времени планируют возобновить постоянные перелеты. Об этом заявил заместитель минтранспорта Узбекистана.
Сейчас узбекская сторона ждет положительного ответа от России. Напоминаем, что еще в прошлом году Узбекистан возобновил авиасообщения с Белоруссией, Киргизией, Казахстаном, ОАЭ и Турцией. В 2021 году — с Таджикистаном, Индией и Германией.
https://migranturus.com/uzbekistan-planiruet-vozobnovit-regulyarnye-reysy-s-rossiey/
26/02/2021
Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургский Дом национальностей и муниципальные газеты города продолжают проект, рассказывающий о народах, живущих в Северной столице. Сегодня мы предлагаем познакомиться с марийцами.
Марийцы – финно-угорский народ. По результатам переписи населения 2010 года в России проживает около 550 тысяч марийцев, половина – в Республике Марий Эл. Марийцы делятся на три этнические группы — горных, луговых и восточных марийцев. Их традиции, национальный костюм и язык отличаются.
Предки марийцев появились на территории современного Волго-Вятского района в начале первого тысячелетия новой эры. Их земли раскинулись по обе стороны Волги. После монголо-татарского нашествия марийские земли вошли в состав Золотой Орды, а после ее распада — в состав Казанского ханства. В середине XVI века марийские земли стали частью Российского государства.
Со временем православие, русская культура и письменность стали заменять марийский язык и верования. Какая-то часть марийцев приняла ислам. Но ни христианство, ни ислам не смогли вытеснить язычество — марийцы все так же поклоняются многочисленным божествам и духам. Поэтому марийцев часто называют последними язычниками Европы.
В языческом пантеоне марийцев около 40 богов. Верховным богом-творцом считается Ош Поро Кугу Юмо — Белый Большой бог. К нему обращаются с главными молитвами. Также в марийской религии есть божества природных стихий: воды, леса, огня. Каждый из богов требует особого отношения и специальных ритуалов.
У марийцев нет традиционных церквей: богослужение и жертвоприношение происходят в священных рощах — кусото. Место для моления выбирает марийский жрец — карт. Он считается посредником между людьми и богами — именно он проводит всеобщий молебен общины.
Национальный костюм
Мужской марийский костюм состоял их холщовых штанов, вышитой туникообразной рубахи и кафтана. Обувались в лапти, кожаные сапоги и валенки. На голове носили валяные из шерсти шапки «теркупш».
Женский костюм в основном повторял элементы мужского, за исключением рубахи, которая была ниже колен, и передника. Женщины носили множество украшений нагрудных и поясных. На голове - сороку, шымакш, нашмак, головное полотенце с очельем (шарпан).
В женском марийском костюме каждому типу головного убора соответствует свой тип рубахи и одежды, свои украшения. Кроме того, женский костюмотличается в разных районах проживания, у каждого - свой способ изготовления, крой, силуэт, колорит, способ декоративной отделки.
Марийки всегда были и остаются искусными вышивальщицами. Практически все формы женского и мужского народного костюма украшались сложной и богатой вышивкой. Для изготовления марийского костюма использовались льняной и конопляный холсты.
Национальная кухня
Марийская кухня богата, разнообразна и проста в приготовлении. Супы готовят на мясном, грибном и рыбном бульонах, на овощном, фруктовом, ягодном отварах, на молоке и хлебном квасе. Заправляют овощами или крупами. Их особенностью является слегка кислый или солоноватый вкус. Среди вторых блюд популярны отварная круглая колбаса «шырдан», домашняя колбаса из кусочков мяса с салом и кровью «сокта», лосятина, тушеная медвежатина.
Из творога готовят сухие сырники «туара», творожные шарики в молоке, творожный напиток.
Распространенным угощением у марийцев являются «команмелна» – трехслойные блины, которые выпекают по праздникам в большом количестве, укладывают стопками, смазывая маслом каждый блин.
Предлагаем один из вариантов рецепта трехслойных марийских блинов:
Для 1-го слоя - мука ржаная или пшеничная 240 г, 1 яйцо, соль;для 2-го слоя - мука овсяная или крупа манная 40 г, простокваша или кефир 128 г, сметана 80 г;для 3-го слоя - крупа овсяная 120 г, сметана 200 г. (Толщина готового блина 7 мм.)
Пресное крутое тесто из муки, яиц и соли раскатать по размеру сковороды в тонкую лепешку толщиной 1,5- 2 мм. Лепешку слегка подрумянить в жарочном шкафу, затем смазать густой смесью овсяной муки, простокваши или кефира и сметаны. Блин снова подрумянить, затем положить третий слой - овсяную крупу, которую в течение 8-10 часов вымачивали в сметане. После этого блины выпечь, смазать топленым или сливочным маслом. Подавать горячими.
Марийцы в Санкт-Петербурге
В ноябре 1997 года марийцы Северной столицы создали общественную организацию «Санкт-Петербургский центр марийской культуры» под руководством Василия Соколова. В апреле 2013 года - Автономную некоммерческую организацию «Марийское землячество Санкт-Петербурга», председатель – Ирина Смирнова. Смена названия не снизила активности петербургских марийцев.
По инициативе землячества в 2014 году впервые состоялась «Финно-угорская пасха». В 2013 и 2019 годах прошли межрегиональные выставки «Родом из Марий Эл», на которых были представлены работы марийских художников. В 2020 году - выставка-конкурс, посвященная памяти марийского национального героя, защитника блокадного Ленинграда Зосима Краснова.
Зосим Краснов (1924-1984) - участвовал в прорыве блокады Ленинграда и её окончательном снятии. Два раза был тяжело ранен. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года за «отвагу и мужество, проявленные в Висло-Одерской операции» красноармеец Зосим Краснов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
12 сентября 2020 года в Санкт-Петербурге на Пискаревском кладбище открыли мемориальную плиту, увековечившую подвиг марийцев - защитников блокадного Ленинграда. Во время Великой Отечественной войны на фронт ушел каждый четвертый житель региона, почти половина бойцов погибла или пропала без вести
Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге
24/02/2021
Председатель Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт‑Петербурге Олег Капитанов встретился с председставителем единственной в Санкт‑Петербурге легальной шиитской организации "Научно-культурный центр "Ахли Бейт" Мушфигом Амирслановым. Стороны обсудили проблемы верующих и направления сотрудничества
17 февраля в Комитете по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт‑Петербурге состоялась встреча преставителей органов власти с руководством региональной общественной организации "Научно-культурный центр "Ахли Бейт" - единственной в Санкт‑Петербурге легальной общины мусульман-шиитов, которая существует с 2002 года.
Со стороны органов госвласти на совещании присутствовали председатель Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт‑Петербурге Олег Капитанов, начальник отдела по связям с религиозными объединениями Владимир Иванов, первый заместитель председателя Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт‑Петербурге Алексей Силкин.
Председатель НКЦ "Ахли Бейт" Мушфиг Амирсланов рассказал об основных направлениях работы культурного центра и реализуемых проектах. Главный из них - молитвенная комната на проспекте Луначарского, которую во время пятничного намаза посещают около 100 - 150 человек. Максимальное количество верующих во время религиозных праздников может доходить до 1000 человек. Основная масса прихожан - мусульмане-шииты из Азербайджана, Ирана и Дагестана.
Ислам шиитского направления менее распространен, чем ислам суннитского толка. По разным оценкам шииты составляют от 10 до 20 % от общего количества мусульман. В некоторых странах шиитская ветвь ислама является преобладающим направлением, например, в Иране, Ираке, Бахрейне и Азербайджане. В Санкт‑Петербурге большая часть верующих исповедует ислам суннитского толка.
Информация Правительства Петербурга
Родной язык бесценен для каждого из нас. На родном языке мы говорим наши первые фразы и яснее всего высказываем свои мысли. Это та основа, на которой все люди строят свою личность с мгновения своего первого вздоха, и он то, что ориентирует нас на протяжении всей жизни. Он является способом, с помощью которого можно научить уважать себя, свою историю, свою культуру, и главное, других людей со всеми их особенностями.
21 февраля - Международный день родного языка. Этот праздник еще молодой. Он ведет свою историю с 2000 года, установлен ЮНЕСКО с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.
История происхождения международного дня родного языка
С 26 октября по 17 ноября 1999 года в Париже проходила тридцатая сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО, где был на официальном уровне утвержден день поддержки языкового многообразия - международный день родного языка. В календари всего мира праздник вошел с 2000 года. 21 февраля провозглашен международным днем родного языка. Это число было выбрано не случайно, а в связи с трагедией, произошедшей в 1952 году. Погибло пятеро студентов-демонстрантов, вышедших бороться за признание языка бенгали государственным.
Празднование 21 февраля в мире.
Среди мероприятий, посвященных празднованию 21 февраля в мире, проводятся обучающие семинары, выставки аудиовизуальных материалов по преподаванию различных языков, вечера поэзии на родном языке, литературные фестивали, круглые столы, чествование поэтов-борцов за родной язык. Также проходят конкурсы для выявления лучшего учителя родного языка и определения лучшей успеваемости по изучению языков между школьниками или студентами.
Каждый язык является уникальным, он отображает менталитет и традиции народа. Самое главное, что молодежь интересуется культурой разных народов. Это развивает не только интеллектуально, но и духовно. Позитивным моментом является то, что такой праздник уважения к родному языку принят на международном уровне.
Источник: Информационный Центр "ПОСИНФОРМ"
Вот несколько интересных фактов о языках мира:
В китайском нет определенных слов для "да" и "нет". На каждый вопрос они отвечают по факту, например, "хочешь ли ты кушать?" - "хочу" / "не хочу".
Алфавит языка, на котором говорят около 75 миллионов жителей острова Ява, можно прочитать как стих.
Ребенок различает языки еще до рождения, а после рождения перенимают манеру матери. Например, английские малыши ревут басом, так как в английском принято понижать интонацию в предложениях. А итальянские пищат, но только по обратной причине.
Самым переводимым документом в мире является "Всеобщая декларация прав человека". В 2018 году количество переводов составило более 500 - именно на столько языков перевели документ.
В армянском языке не только особый алфавит, но и отличающаяся письменность. Например, в конце предложения они ставят двоеточие вместо точки, восклицательного и вопросительного знаков.
Примерно 40% близнецов во всем мире для общения друг с другом используют собственную форму языка. Для этой особенности существует специальный термин - криптофазии.
Медики из Европы установили, что изучение языков может омолодить мозг на 15 лет. В преклонном возрасте это поможет замедлить процесс старения и улучшить память.
Во всех алфавитах мира есть буква "А", она признана самой распространенной. А вот буква "О" - самая древняя, она появилась в 1300 году до н. э. в финикийском алфавите и до сих пор входит в 65 алфавитов.
Самая популярная буква в английском алфавите "E", а самая редко используемая - "Q". Писатель Эрнест Винсент Райт даже решил опровергнуть первое убеждение и написал рассказ, в котором за 50 тысяч слов не было ни одной буквы "E".
Синонимы "Трудность, неприятность" в китайском изображены иероглифом в виде двух женщин в одном доме.
10/02/2021
11 февраля исполняется 245 лет со дня рождения Иоанниса Каподистрия. На протяжении своей жизни он был и соратником адмирала Ушакова, и наставником Александра Пушкина, и главным врачом русского военного госпиталя, и начальником канцелярии царя Александра I, и управляющим Коллегией иностранных дел Российской империи, и первым правителем независимой Греции… Кажется невероятным, что один человек в течение жизни мог предстать в столь разных ипостасях!
Иоаннис Каподистрия родился в 1776 году в аристократической семье на острове Корфу и получил хорошее образование, окончив курс философии и медицины в Падуанском университете.
Вернувшись на Корфу, он возглавил русский военный госпиталь. В 1800 году по предложению адмирала Ф.Ф. Ушакова стал секретарем законодательного совета Республики Ионических островов, а три года спустя был назначен статс-секретарем республики по иностранным делам.
После заключения Тильзитского мира, по которому Корфу был возвращён французам, Каподистрия перешёл на русскую службу, где проявил себя блестящим дипломатом. С 1816-го по 1822 год он занимал пост управляющего Министерством иностранных дел Российской империи. Граф нередко спорил с самим императором Александром I, а также заступался за служившего под его началом молодого Пушкина, и именно благодаря ему грозившая поэту ссылка в Сибирь была заменена переводом в Бессарабию.
В 1827 году после долгой борьбы Греция добилась признания независимости от Османской империи, и граф Каподистрия был избран на 7 лет правителем нового государства. 18 января 1828 года он на русском военном корабле прибыл на остров Эгина. Здесь он принял присягу.
9 октября 1831 года Иоаннис Каподистрия был убит недоброжелателями. Для большинства греков его смерть стала национальной трагедией.
Граф Каподистрия похоронен на своём родном острове – Корфу (Керкире). Памятники ему ныне стоят на площадях во многих городах Греции. Впрочем, не только Греции – также в Санкт-Петербурге и Лозанне.
В городе на Неве памятник Иоаннису Каподистрия установлен на Греческой площади. Открыт 29 мая 2003 года. Скульптор В.М. Клыков, архитектор М.А. Рейнберг. Создан по инициативе правительства Греции на средства, собранные греческими общинами России.
В 2018 году вышел биографический документально-постановочный фильм режиссера Светланы Музыченко "Главный грек Российской империи".
03/02/2021
Авторы и участники проекта «Этнокалендарь Санкт-Петербурга — 2021» предлагают вашему вниманию версию основных событий 2021 года для поликультурного Санкт-Петербурга. Тематика «Этнокалендаря» традиционно отвечает задачам городской Программы Правительства города «Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге», предполагающей «формирование у граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, патриотического сознания, чувства гражданского долга и любви к Родине; формирование уважительного отношения к различным этносам, культурам и религиям; снижения связанных с миграцией социальных и иных рисков». Актуальность этого подчеркивается и тем, что 2021 год ООН объявлен Международным годом мира и доверия. Продолжается также инициированное ООН Международное десятилетие сближения культур 2013-2022 гг.
События последнего времени показали значимость контактов, мира и доверия в отношениях людей разных культур друг к другу, подтвердили общность ценностей — здоровья, благополучия, взаимной поддержки, оказавшихся важнее различий и несогласий. И в этой связи тем дороже память о людях, приводивших к миру, согласию. 2021 г. — 800-летие со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского, мощи которого хранятся в нашем городе, и ежегодно в день их перенесения (12.09) проходит крестный ход. В 2020 году Президентом подписан указ о праздновании этой даты. 2021 г. предполагается по тематике ООН также «Годом овощей и фруктов», что в Петербурге будет отмечено возрастающими по популярности такими датами, как августовские Спасы — Медовый, Яблочный, Хлебный (Ореховый), праздники урожая у разных народов. 2021 г. также посвящается «творческой экономике, направленной на всеобщее развитие» — в связи с чем актуальны юбилеи памяти основателя науки о почвах В. В. Докучаева, эколога М. Д. Зверева. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2021 г. Годом ликвидации детского труда и призвала международное сообщество активизировать усилия по искоренению принудительного и детского труда и искоренение наихудших форм детского труда, включая вербовку и использование детей-солдат». Вспомним, что в РФ продолжается Десятилетие детства (2018-2028 гг.). Если будет такая возможность, в 2021 г. особое внимание будет уделено детскому туризму, посещению музеев. В свое время в память поколений врезалась фраза Ф. М. Достоевского, чье 200-летие также будет событием мирового значения: «От высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребенка...». О беззащитности детства в свое время пронзительно писал и Н. А. Некрасов, чье 200-летие в этом году отметит вся Россия: II. А. Некрасов и Ф. М. Достоевский жили в Петербурге, их музеи-квартиры ждут посетителей с обширными программами. «Этнокалендарь-2021» предлагает вспомнить также В. В. Андреева, создателя первого в истории России оркестра народных инструментов, прославившего нашу балалайку, а также композиторов, популярных в России и мире, — Д. С. Бортнянского, Н. Варламова, С. С. Прокофьева. Важными датами будут юбилеи чувашского просветителя С. М. Михайлова, выдающегося просветителя калмыцкого народа Н. Очирова, а также легендарного историка В. О. Ключевского, выдающегося математика, механика, конструктора П. JI. Чебытёва, великого физика, академика С. И. Вавилова, тувинского государственного деятеля, писателя С. К. Токи. Богат этот год на юбилеи и других писателей и поэтов. Мы вспомним, перечтем также стихи A. J1. Барто, книги II. С. Лескова, рассказы о животных М. Д. Зверева, стихи О. Э. Мандельштама. Театральный мир отметит юбилеи Н. П. Акимова и В. А. Стржельчика. Поводом для посещения художественных галерей станут юбилейные выставки наследия Н.Н. Ге, В.Е. Маковского, Н.К. Сверчкова, А. О. Цибиковой, С. Д. Эрьзи, М. Ф. Ларионова и II. С. Гончаровой, К. И. Чарушина.
Продолжается также Международное десятилетие действий «Вода для устойчивого развития», начавшееся в 2018 г., эта тема в нашем календаре представлена Всемирным днем воды. Днем Балтийского моря.
Важными событиями для всех народов, представители которых живут в Петербурге, являются события религиозного календаря: Рождество и Пасха у православных, Ураза-байрам и Курбан-байрам у мусульман, Сагаалган и Весак у буддистов, Пурим и Иесах у иудеев, а также ряд важных конфессиональных дат и праздников, отмечаемых верующими. Вместе с тем и верующие, и атеисты — граждане России, россияне с чувством гордости отмечают общие для всех нас праздники День России 12 июня, День Победы 9 мая, День знаний 1 сентября. День учителя 5 октября, в семейном кругу поздравляют друг друга в День семьи, любви и верности 8 июля, чествуют хозяек в День матери 28 ноября, с волнением и надеждой встречают Новый год.
В приложениях настоящего издания рассказывается о роли языка в национальной идентичности; о популярности и влиянии русской культуры на культуру других стран; о хлебе и воде в фольклорной традиции народов; о петербургских традициях гостеприимства. Приглашаем познакомиться с проектом и подробно рассмотреть «Этнокалендарь 2021 года» на официальном сайте проекта https://ethnospb.ru
Подробнее ...
27/01/2021
Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургский Дом национальностей и муниципальные газеты города продолжают проект, рассказывающий о народах, живущих в Северной столице. Сегодня мы предлагаем познакомиться с ненцами.
Ненцы – самый большой из коренных малочисленных этносов севера России (44 640 человек согласно переписи 2010 года). У его представителей один из самых высоких уровней владения национальным языком (более 70 % называют ненецкий родным). А ещё это единственный северный этнос, название которого упоминается в наименованиях трех административно-территориальных образований: Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов, а также Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в Красноярском крае.
Ненцы относятся к уральской контактной малой расе, которая сочетает в себе как европеоидные, так и монголоидные антропологические признаки.Ненцы делятся на две этнотерриториальные группы: лесных и тундровых. Первые — жители тайги междуречья Оби и Енисея, вторые (а их — подавляющее большинство) — обитатели тундры, расселившиеся вдоль побережья Северного Ледовитого океана — от Кольского полуострова до Таймыра.
Ненцы говорят на языке самодийской группы, который вместе с языками группы финно-угорской образует уральскую языковую семью. В 1932 годуна основе латинской графики появился первый ненецкий букварь «Новое слово», составленный Г.Н. Прокофьевым. За основу букваря был взят диалект тундровых ненцев. В 1936 году ненецкая письменность была переведена на русскую графическую основу.
На протяжении веков складывалась традиционная культура ненцев, максимально приспособленная к природным условиям их обитания: занятие оленеводством, связанные с ним кочевой образ жизни и переносное жилище, средства передвижения, не разрушающие хрупкий покров тундры, одежда, достаточно тёплая и удобная.
В религиозных верованиях ненцев господствовали анимистические представления (Anima – душа, отсюда - «анимизм»). Весь окружающий мир представлялся им населённым духами. Своих хозяев-духов имели реки, озёра, явления природы.
В мифологии ненцев Вселенная представляется в виде трех миров, расположенных вертикально один над другим – Верхнего мира, Среднего мира, Нижнего мира. Верхний мир находится над землей и состоит из семи небес, населенных божественными созданиями. Средний мир - Земля, она кроме людей населена многочисленными духами – хозяевами всего того, что окружает человека в его земной жизни. Земля плоская, окружена морем. Нижний мир расположен под землей и также состоит из семи ярусов, на которых обитают злые духи, приносящие болезни и смерть.
Творцом всего живого ненцы считают владыку неба Нума. Именно этот бестелесный старец послал священную гагару достать из воды ком глины, из которого и появилась земля.Его жена — «Мать- земля» — хранительница всего живого. А противостояло Нуму злое божество Нга, правитель подземного мира, насылающий на людей смерть и болезни.
Дважды в год — осенью и весной — верховному богу Нуму приносили в жертву белого оленя. А кроме того, ему посвящали оленей живых. На боку животного все той же белой масти, ни разу не ходившего в упряжке, ставили своего рода печать (тамгу) — знак Нума. После чего оленя отпускали обратно в стадо, но он уже не выполнял никакой работы, к нему старались даже не прикасаться.
Национальная одежда
В фольклоре ненцев часто говорится о том, что хорошо живущий человек - это тот, у кого есть тёплая одежда, а счастливый человек - у которого есть про запас вторая одежда.
Мужская одежда ненцев состоит из малицы и меховой обуви. Малица – глухая (без разреза) одежда, сшитая из оленьих шкур мехом внутрь. По покрою она напоминает просторную рубаху, доходящую до колен, причём, передняя сторона несколько короче. Малица имеет пришитый капюшон, заменяющий шапку. По подолу идет опушка – панда. Для предохранения малицы от сырости и солнца с давних пор ненцы носят поверх нее маличную рубаху из сукна разных цветов.Непременный атрибут –кожаный пояс, к которому подвешивают нож, мешочек с огнивом и клык медведя для удачи на охоте.
Женщины носят распашную шубу – паны. Верх шьётся из камусов (шкур с верхней части ног оленя) мехом наружу, низ – из песца. Паны украшают меховой мозаикой, кистями и кантом. Поверх надевают чехол из сукна с орнаментом. Подпоясываются длинным поясом с медным кольцом-пряжкой. Меховой капор – сава – надевается отдельно.
Одежда детей во всем похожа на одежду взрослых, с той лишь разницей, что на уровне груди часто пришивают колокольчики, которые звенят при каждом движении.
Национальная кухня
У ненцев свой особый рацион. Это рыба и мясо. Причем чаще всего мясо оленя, и чаще всего сырое! Необходимость выжить в суровых условиях Крайнего Севера приучила ненцев питаться сырым мясом с кровью. Ведь организм требует витаминов, особенно С и В2. А где их взять? Конечно же, в оленине. Там их достаточное количество. И именно поэтому ненцы никогда не болели цингой.Если мясо не съедают сразу, тогда готовят впрок. Для этого мясо зарывают в промерзшую землю. Иногда коптят и вялят на солнце.
Лакомым блюдом у ненцев считались молодые оленьи рога. Отрезанные мягкие концы рогов бросали в огонь, и спалив шерсть, соскабливали ее ножом.
Добывают ненцы и дичь: куропаток, гусей, уток. Весной собирают гусиные яйца.
Рыбу ненцы солят, коптят, вялят, морозят. Ненцев часто считают чуть ли не чемпионами по сыроедению – не в последней степени это связано с традицией употребления строганины. В холодное время года, где-то с конца сентября, рыбу, не потроша, замораживают и в таком виде заготовляют на зиму. Перед подачей с нее ножом снимают чешую, а потом разрезают на две половины вдоль хребта; за столом уже каждый, вооружившись ножом, срезает с этих половин кусочки и ест, часто макая в соль.
А еще из рыбы готовят юколу. После того как рыбу выловили, ее сразу чистят и разделывают. Кости, головы и внутренности выбрасывают, оставляя только боковины с хвостовой перемычкой. После этого куски поперечно надрезают и развешивают на шестах. Затем часть сушеной рыбы варят в рыбьем жире и едят. Также рыбий жир используют как лакомство — в него макают рыбу и лепешки во время еды.
Из растительной пищи, ненцы употребляли главным образом морошку, которая встречается в ненецких тундрах в большом количестве. Собирали и ели также голубику, бруснику. Кстати, ненцы не употребляют в пищу грибы. Когда-то давным-давно заметив, что олени очень любят грибы, ненцы сочли, что разумнее не отнимать у них это вкусное яство, тем более, что грибной период в тундре длится всего несколько дней, да и не настолько их много, чтобы могло хватить и людям, и оленям.
Чай — король стола в чуме! Употребляется он в огромных количествах. Его обычно заваривают прямо в котле или чайнике и кипятят, получая очень крепкий напиток.В качестве чайной заварки раньше использовали листья морошки и траву иван-чай.
Ненцы в Санкт-Петербурге
С городом на Неве связана судьба первого ненецкого ученого-лингвиста, литератора, фольклориста и переводчика Антона Петровича Пырерки. Антон Пырерка (Пыря) родился в Большеземельской тундре в семье бедного оленевода в 1905 году, в шесть лет мальчик остался сиротой. Был направлен комсомольской организацией на учёбу в Москву - в Коммунистический университет трудящихся Востока. После его окончания стал аспирантом Института народов Севера в Ленинграде. Участвовал в создании письменности и первых учебников для ненецких школ. Антон Пырерка – автор более десяти учебников и учебных пособий, первого русско-ненецкого словаря «Оленеводческая терминология», нескольких сборников национальных сказок и автобиографической повести «Младший сын Вэдо». Им был сделан перевод стихов А.С. Пушкина на родной ненецкий язык. В самом начале Великой Отечественной войны Антон Пырерка добровольцем пошёл защищать Ленинград от фашистских захватчиков.Осенью 1941 года он погиб в районе Стрельны.
В Северной столице живет известный педагог, исследователь ненецкого языка, первый учёный среди ненецких женщин – Мария Яковлевна Бармич. Мария Яковлевна - почетный профессор РГПУ имени Герцена, преподаватель самодийских языков Института народов Севера, почетный гражданин Ненецкого автономного округа. Ей принадлежат более 150 работ высокой научной и практической значимости, порядка 40 учебников и учебных пособий, одна из самых значимых работ – «Русско-ненецкий словарь».
19 июня 2007 года — дата рождения землячества «Нятва — Дружба» Ненецкого автономного округа (НАО) в Санкт-Петербурге. Руководит землячеством Константин Кимович Хатанзейский. Целью организации стало объединение людей, живших когда-то в округе или связанных с ним по работе. Землячеством проводятся спортивные соревнования, экскурсии и культурные мероприятия, оказывается поддержка в организации выставок и выступлений художественных коллективов из округа.
Информация Санкт-Петербургского Дома национальностей
25/01/2021
В связи со вступлением в силу 1 января 2021г. приказа МВД России от 30 июля 2020г. № 536 «Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации», приём уведомлений при непосредственном обращении работодателей в отдел по вопросам миграции УМВД России по Центральному району г. СПб, а также уведомлений, поступающих посредством почтовой связи, будут приниматься согласно приложений № 3, № 7, № 8 к приказу МВД России №536 согласно расписанию, указанному на сайте.
Прием уведомлений согласно приложений № 5, № 7, № 8 к приказу МВД России N 536 в отношении иностранных граждан – высококвалифицированных специалистов принимаются отделом по вопросам трудовой миграции УВМ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, расположенного по адресу: ул. Красного Текстильщика, д. 15.
20/01/2021
Многие иностранные граждане, у которых заканчивается срок действия патента на работу в РФ, задаются вопросами, что делать, если патент заканчивается, как продлить патент после 12 месяцев работы в РФ, нужно ли выезжать для продления патента из России и какие документы нужны чтобы продлить патент?
В данной статье мы постарались ответить на все возможные вопросы иностранных граждан, связанные с тем, как продлить патент на следующий год.
Для удобного перемещения по странице вы можете воспользоваться навигацией:
- Что делать, если заканчивается срок действия патента?
- Продление патента на второй год без выезда
- Как правильно продлить патент на второй год?
- Список документов для продления патента иностранному гражданину
- Где продлить патент?
- Что нужно чтобы продлить патент?
- На какой срок может быть продлен патент?
- В какие сроки надо продлить патент?
- Бланк заявления на продление патента на работу
Что делать в случае, если заканчивается срок действия патента?
Если у вашего патента на работу заканчивается срок действия, вы можете успеть продлить трудовой патент в ГУВМ МВД и получить новый документ не выезжая из РФ. Переоформлять патент можно неограниченное количество раз.
Для этого соберите необходимые документы для продления патента и подайте готовый пакет в ГУВМ МВД (ФМС) примерно за 30 дней до окончания срока действия старого патента на работу.
Если же у вашего патента уже закончился срок действия, тогда вам придется выехать из РФ и заново пройти весь процесс получения патента на работу.
Можно ли продлить патент без выезда из России?
Да, для продления патента не нужно выезжать из России. То есть иностранному гражданину можно переоформить патент не пересекая границу с РФ. Переоформлять патент на следующий год можно неограниченное количество раз.
Важно: продление патента на второй год без выезда возможно только в случае подачи документов в ГУВМ МВД (ФМС) до окончания срока действия старого патента.
Можно ли продлить патент после 1 года?
Согласно закону о продлении патента на работу, иностранные граждане могут продлить патент на следующий год, находясь на территории России. Делать это можно каждый год.
Другими словами, иностранный гражданин может продлить патент после 12 месяцев пребывания и работы по патенту на территории РФ и при этом для того, чтобы продлить патент через год ему не придется выезжать из РФ.
Как продлить патент на работу после 12 месяцев?
Если у иностранного гражданина заканчивается патент на работу, продлить его можно на второй год, но только на ту же профессию и тот же регион действия, которые были указаны в старом документе.
Процедура продления патента на работу для иностранных граждан на второй год представляет собой процесс получения нового документа без выезда из России.
Для этого нужно предоставить в ГУВМ МВД (ФМС) документы, необходимые для продления патента.
Важно: необходимо учесть время на подготовку документов на продление патента иностранному гражданину, чтобы успеть продлить патент до окончания срока действия старого патента.
Согласно закону, срок продления патента и выдачи нового документа - от 10 рабочих дней.
Однако рекомендуется обращаться с заявлением на продление патента на работу минимум за месяц до окончания срока действия старого документа.
Какие документы нужны для продления патента?
Для того чтобы продлить патент на работу иностранному гражданину нужно подготовить пакет документов для подачи в ГУВМ МВД (ФМС).
Важно: подготовка необходимых документов занимает довольно длительное время, поэтому желательно начать процесс сбора документов заранее, чтобы успеть вовремя подготовить документы на продление патента в УГУВМ МВД (ФМС).
Перечень документов для продления патента:
- Заполненное заявление на продление патента установленной формы;
- Загранпаспорт;
- Миграционная карта;
- Миграционный учет (первичная временная регистрация);
- Нотариальный перевод паспорта;
- Сертификат о знании русского языка;
- Справка о прохождении медкомиссии;
- Ходатайство от работодателя;
- Копия трудового договора;
- Все чеки по оплате налога НДФЛ по старому патенту;
- Полис добровольного медицинского страхования на следующий год.
Где продлить патент для иностранных граждан?
Продлить патент можно только предоставив в ГУВМ МВД (ФМС) необходимые документы.
После рассмотрения документов ГУВМ МВД (ФМС) продлит патент мигранту и выдаст новый документ, который будет действовать следующие 12 месяцев.
Что нужно чтобы продлить патент?
Для того, чтобы продлить патент на работу, иностранный гражданин должен подать в ГУВМ МВД (ФМС) заявление на продление патента на следующий год и предоставить необходимые документы описанные выше.
При этом подать документы необходимо заранее, до истечения срока действия старого патента на работу.
На какой срок может быть продлен патент?
Продление патента на работу осуществляется на год.
То есть после подачи документов на продление патента на работу иностранный гражданин получает новый патент на работу, который будет действителен следующие 12 месяцев.
При этом важно помнить про своевременную оплату налога по патенту, так как в случае несвоевременной уплаты налога и просрочке оплаты даже на 1 день патент автоматически аннулируется.
В какие сроки надо продлить патент?
Продлить патент необходимо до окончания срока действия старого патента. В среднем на сбор всех документов для продления и на получение в ГУВМ МВД (ФМС) нового документа уходит более 20 дней.
Поэтому рекомендуемый срок на продление действия патента на работу – 30 дней.
То есть, чтобы точно успеть получить новый патент до окончания старого без выезда из России, займитесь подготовкой документов и подачей их в ГУВМ МВД (ФМС) за месяц до окончания срока действия вашего старого патента на работу.
Форма бланка заявления на переоформление патента на работу для иностранного гражданина
- Бланк заявления о переоформлении патента на работу можно скачать по этой ссылке:. https://migrantmedia.ru/wp-content/blanki-obrazcy/blank-zayavleniya-o-pereoformlenii-patenta-na-rabotu.doc
14/01/2021
Главное управление МВД по Санкт‑Петербургу и Ленинградской области проанализировало количество преступлений, совершенных иностранными гражданами и в отношении иностранных граждан на территории Санкт‑Петербурга в 2020 году, а также назвало самые "спокойные" и "напряженные" районы города с точки зрения этнической преступности
По запросу Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт‑Петербурге Главк МВД предоставил сведения о преступлениях, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также в отношении иностранных граждан за 12 месяцев 2020 года.
Всего в городе на Неве в 2020 году иностранцы совершили 2736 преступлений, это на 4,3 % меньше, чем в 2019 году. В отношении иностранцев преступления в 2020 году совершались чаще на 9,6% - 1032 правонарушения.
Абсолютными лидером по преступности с "национальным колоритом" стал Приморский район Петербурга. Здесь в минувшем году иностранцы преступали закон 359 раз. На втором месте - Кировский - 314 преступлений (+ 57%). Замыкает тройку лидеров по "этническому криминалу" Центральный район Петербурга - 256 преступлений (на 16% меньше, чем в 2019).
Рекордсменом по приросту "иностранных" преступлений в процентном отношении стал Колпинский район + 97%, но количество правонарушений здесь относительно невелико - всего 63 случая.
Самым "неблагополучным" районом Петербурга по преступлениям в отношении иностранцев стал Выборгский - 111 случаев уголовно-наказуемых деяний (+44%). На втором месте по опасности - Московский район города - 95 преступлений (-5,9% к показателям 2019). Тройку замыкает Адмиралтейский район Северной столицы - здесь потерпевшими по уголовным делам стали 94 иностранных гражданина (+22,1%).
В 2020 году в Петербурге на 4,5% снизилось количество преступлений террористического характера - в минувшем году возбуждено 21 дело по соответствующим статьям УК РФ. Преступлений экстремистской направленности стало на 114 % больше - 15.
Информация Правительства Санкт-Петербурга


















