Муниципальное образование Смольнинское
Профилактика терроризма и экстремизма

Профилактика терроризма и экстремизма (315)

Рекомендации, разработанные Национальным антитеррористическим комитетом, призваны помочь гражданам правильно ориентироваться и действовать в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, а также обеспечить создание условий, способствующих расследованию преступлений. Любой человек должен точно представлять свое поведение и действия в экстремальных ситуациях, психологически быть готовым к самозащите.

Обращайте внимание на подозрительных людей, предметы, на любые подозрительные мелочи, сообщайте обо всем подозрительном сотрудникам правоохранительных органов.

Никогда не принимайте от незнакомцев пакеты и сумки, не оставляйте свой багаж без присмотра.

У семьи должен быть план действий в чрезвычайных обстоятельствах, у всех членов семьи должны быть номера телефонов, адреса электронной почты.

Необходимо назначить место встречи, где вы сможете встретиться с членами вашей семьи в экстренной ситуации.

В случае эвакуации возьмите с собой набор предметов первой необходимости и документы.

Всегда узнавайте, где находятся резервные выходы из помещения.

В доме надо укрепить и опечатать входы в подвалы и на чердаки, установить домофон, освободить лестничные клетки и коридоры от загромождающих предметов.

Организовать дежурство жильцов вашего дома, которые будут регулярно обходить здание, наблюдая, все ли в порядке, обращая особое внимание на появление незнакомых лиц и автомобилей, разгрузку мешков и ящиков.

Если произошел взрыв, пожар, землетрясение, никогда не пользуйтесь лифтом.

Старайтесь не поддаваться панике, что бы ни произошло.

ОБНАРУЖЕНИЕ ПОДОЗРИТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА, КОТОРЫЙ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ ВЗРЫВНЫМ УСТРОЙСТВОМ

В последнее время часто отмечаются случаи обнаружения гражданами подозрительных предметов, которые могут оказаться взрывными устройствами. Подобные предметы обнаруживают в транспорте, на лестничных площадках, около дверей квартир, в учреждениях и общественных местах. Как вести себя при их обнаружении? Какие действия предпринять?

Если обнаруженный предмет не должен, по вашему мнению, находиться в этом месте, не оставляйте этот факт без внимания.

Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте, опросите людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить, чья она и кто ее мог оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю (машинисту).

Если вы обнаружили неизвестный предмет в подъезде своего дома, опросите соседей, возможно, он принадлежит им. Если владелец не установлен, немедленно сообщите о находке в ваше отделение полиции.

Если вы обнаружили неизвестный предмет в учреждении, немедленно сообщите о находке администрации или охране.

Во всех перечисленных случаях:

  • не трогайте, не передвигайте, не вскрывайте обнаруженный предмет;
  • зафиксируйте время обнаружения предмета;
  • постарайтесь сделать все возможное, чтобы люди отошли как можно дальше от находки;
  • обязательно дождитесь прибытия оперативно-следственной группы (помните, что вы являетесь очень важным очевидцем).

Помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются самые обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, коробки, игрушки и т.п.

Родители! Вы отвечаете за жизнь и здоровье ваших детей. Разъясните детям, что любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность.

Не предпринимайте самостоятельно никаких действий с находками или подозрительными предметами, которые могут оказаться взрывными устройствами, это может привести к их взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям.

ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ ЭВАКУАЦИИ

Сообщение об эвакуации может поступить не только в случае обнаружения взрывного устройства и ликвидации последствий террористического акта, но и при пожаре, стихийном бедствии и т.п.

Получив сообщение от представителей властей или правоохранительных органов о начале эвакуации, соблюдайте спокойствие и четко выполняйте их команды.

Если вы находитесь в квартире, выполните следующие действия:

  • возьмите личные документы, деньги, ценности;
  • отключите электричество, воду и газ;
  • окажите помощь в эвакуации пожилых и тяжело больных людей;
  • обязательно закройте входную дверь на замок – это защитит квартиру от возможного проникновения мародеров.
  • Не допускайте паники, истерики и спешки. Помещение покидайте организованно.
  • Возвращайтесь в покинутое помещение только после разрешения ответственных лиц.
  • Помните, что от согласованности и четкости ваших действий будет зависеть жизнь и здоровье многих людей.

ПОВЕДЕНИЕ В ТОЛПЕ

Избегайте больших скоплений людей.

Не присоединяйтесь к толпе, как бы ни хотелось посмотреть на происходящие события.

Если оказались в толпе, позвольте ей нести вас, но попытайтесь выбраться из неё.

Глубоко вдохните и разведите согнутые в локтях руки чуть в стороны, чтобы грудная клетка не была сдавлена.

Стремитесь оказаться подальше от высоких и крупных людей, людей с громоздкими предметами и большими сумками.

Любыми способами старайтесь удержаться на ногах.

Не держите руки в карманах.

Двигаясь, поднимайте ноги как можно выше, ставьте ногу на полную стопу, не семените, не поднимайтесь на цыпочки.

Если давка приняла угрожающий характер, немедленно, не раздумывая, освободитесь от любой ноши, прежде всего от сумки на длинном ремне и шарфа.

Если что-то уронили, ни в коем случае не наклоняйтесь, чтобы поднять.

Если вы упали, постарайтесь как можно быстрее подняться на ноги. При этом не опирайтесь на руки (их отдавят либо сломают). Старайтесь хоть на мгновение встать на подошвы или на носки. Обретя опору, "выныривайте", резко оттолкнувшись от земли ногами.

Если встать не удается, свернитесь клубком, защитите голову предплечьями, а ладонями прикройте затылок.

Попав в переполненное людьми помещение, заранее определите, какие места при возникновении экстремальной ситуации наиболее опасны (проходы между секторами на стадионе, стеклянные двери и перегородки в концертных залах и т.п.), обратите внимание на запасные и аварийные выходы, мысленно проделайте путь к ним.

Легче всего укрыться от толпы в углах зала или вблизи стен, но сложнее оттуда добираться до выхода.

При возникновении паники старайтесь сохранить спокойствие и способность трезво оценивать ситуацию.

Не присоединяйтесь к митингующим "ради интереса". Сначала узнайте, санкционирован ли митинг, за что агитируют выступающие люди.

Не вступайте в незарегистрированные организации. Участие в мероприятиях таких организаций может повлечь уголовное наказание.

Во время массовых беспорядков постарайтесь не попасть в толпу, как участников, так и зрителей. Вы можете попасть под действия бойцов спецподразделений.

ЗАХВАТ В ЗАЛОЖНИКИ

Любой человек по стечению обстоятельств может оказаться заложником у преступников. При этом преступники могут добиваться достижения политических целей, получения выкупа и т.п.

Во всех случаях ваша жизнь становится предметом торга для террористов.

Захват может произойти в транспорте, в учреждении, на улице, в квартире.

Если вы оказались в заложниках, рекомендуем придерживаться следующих правил поведения:

  • неожиданное движение или шум могут повлечь жестокий отпор со стороны террористов. Не допускайте действий, которые могут спровоцировать террористов к применению оружия и привести к человеческим жертвам;
  • будьте готовы к применению террористами повязок на глаза, кляпов, наручников или веревок;
  • переносите лишения, оскорбления и унижения, не смотрите преступникам в глаза (для нервного человека это сигнал к агрессии), не ведите себя вызывающе;
  • не пытайтесь оказывать сопротивление, не проявляйте ненужного героизма, пытаясь разоружить бандита или прорваться к выходу или окну;
  • если вас заставляют выйти из помещения, говоря, что вы взяты в заложники, не сопротивляйтесь;
  • если с вами находятся дети, найдите для них безопасное место, постарайтесь закрыть их от случайных пуль, по возможности находитесь рядом с ними;
  • при необходимости выполняйте требования преступников, не противоречьте им, не рискуйте жизнью окружающих и своей собственной, старайтесь не допускать истерики и паники;
  • в случае когда необходима медицинская помощь, говорите спокойно и кратко, не нервируя бандитов, ничего не предпринимайте, пока не получите разрешения.

ПОМНИТЕ: ВАША ЦЕЛЬ - ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ

Будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров и т.п.

Помните, что, получив сообщение о вашем захвате, спецслужбы уже начали действовать и предпримут все необходимое для вашего освобождения.

Во время проведения спецслужбами операции по вашему освобождению неукоснительно соблюдайте следующие требования:

  • лежите на полу лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь;
  • ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять вас за преступника;
  • если есть возможность, держитесь подальше от проемов дверей и окон.

Если Вас захватили в заложники, помните, что Ваше собственное поведение может повлиять на обращение с Вами.

Сохраняйте спокойствие и самообладание. Определите, что происходит.

Решение оказать сопротивление или отказаться от этого должно быть взвешенным и соответствовать опасности превосходящих сил террористов.

Не сопротивляйтесь. Это может повлечь еще большую жестокость.

Будьте настороже. Сосредоточьте ваше внимание на звуках, движениях и т.п.

Займитесь умственными упражнениями.

Будьте готовы к "спартанским" условиям жизни:

  • неадекватной пище и условиям проживания;
  • неадекватным туалетным удобствам.

Если есть возможность, обязательно соблюдайте правила личной гигиены.

При наличии проблем со здоровьем, убедитесь, что вы взяли с собой необходимые лекарства, сообщите охранникам о проблемах со здоровьем, при необходимости просите об оказании медицинской помощи или предоставлении лекарств.

Будьте готовы объяснить наличие у вас каких-либо документов, номеров телефонов и т.п.

Не давайте ослабнуть своему сознанию. Разработайте программу возможных упражнений (как умственных, так и физических). Постоянно тренируйте память: вспоминайте исторические даты, фамилии знакомых людей, номера телефонов и т.п. Насколько позволяют силы и пространство помещения, занимайтесь физическими упражнениями.

Спросите у охранников, можно ли читать, писать, пользоваться средствами личной гигиены и т.п.

Если вам дали возможность поговорить с родственниками по телефону, держите себя в руках, не плачьте, не кричите, говорите коротко и по существу. Попробуйте установить контакт с охранниками. Объясните им, что вы тоже человек. Покажите им фотографии членов вашей семьи. Не старайтесь обмануть их.

Если охранники на контакт не идут, разговаривайте как бы сами с собой, читайте вполголоса стихи или пойте.

Обязательно ведите счет времени, отмечая с помощью спичек, камешков или черточек на стене прошедшие дни.

Если вы оказались запертыми в каком-либо помещении, то постарайтесь привлечь чье-либо внимание. Для этого разбейте оконное стекло и позовите на помощь, при наличии спичек подожгите бумагу и поднесите ближе к пожарному датчику и т.п.

Никогда не теряйте надежду на благополучный исход. Помните, чем больше времени пройдет, тем больше у вас шансов на спасение.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВИАТРАНСПОРТА

По возможности старайтесь занять места у окна, в хвосте самолета.

Сократите до минимума время прохождения регистрации.

Размещайтесь ближе к каким-либо укрытиям и выходу.

Изучите соседних пассажиров, обратите внимание на их поведение.

Обсудите с членами семьи действия при захвате самолета.

Старайтесь не посещать торговые точки и пункты питания, находящиеся вне зоны безопасности аэропорта.

Немедленно сообщайте экипажу самолета или персоналу зоны безопасности о невостребованном багаже или подозрительных действиях.

В случае нападения на аэропорт:

  • используйте любое доступное укрытие;
  • падайте даже в грязь, не бегите;
  • закройте голову и отвернитесь от стороны атаки;
  • не помогайте силам безопасности, если полностью не уверены в эффективности подобных действий.

ПРИ ЗАХВАТЕ САМОЛЕТА ТЕРРОРИСТАМИ

Представьте возможные сценарии захвата и ваше возможное поведение при этом. Ни при каких обстоятельствах не поддавайтесь панике, не вскакивайте, оставайтесь сидеть в кресле. Не вступайте в пререкания с террористами, не провоцируйте их на применение оружия, при отсутствии специальной подготовки не пытайтесь самостоятельно обезвредить террористов, удержите от этого ваших соседей.

Смиритесь с унижениями и оскорблениями, которым вас могут подвергнуть террористы.

Не обсуждайте с пассажирами принадлежность (национальную, религиозную и др.) террористов.

Избегайте всего, что может привлечь к вам внимание.

Если среди пассажиров имеются плачущие дети или больные стонущие люди, не выражайте своего недовольства, держите себя в руках. Любая вспышка негативных эмоций может взорвать и без того накалённую обстановку.

Не употребляйте спиртные напитки.

Что бы ни случилось, не пытайтесь заступиться за членов экипажа. Ваше вмешательство может только осложнить ситуацию.

Никогда не возмущайтесь действиями пилотов. Экипаж всегда прав. Приказ бортпроводника - закон для пассажира.

Не верьте террористам. Они могут говорить всё, что угодно, но преследуют только свои интересы.

Ведите себя достойно. Думайте не только о себе, но и о других пассажирах.

Если вы увидели, что кто-то из членов экипажа покинул самолет, ни в коем случае не привлекайте к этому факту внимание других пассажиров. Действия экипажа могут заметить террористы.

По возможности будьте готовы к моменту начала спецоперации по освобождению самолета, если по косвенным признакам почувствовали, что переговоры с ними не дали результата.

Если будет предпринята спасательная операция, постарайтесь принять такое положение, чтобы террористы не смогли вас схватить и использовать в качестве живого щита: падайте вниз либо спрячьтесь за спинкой кресла, обхватив голову руками, и оставайтесь там, пока вам не разрешат подняться.

Замечание: силы безопасности могут принять за террориста любого, кто движется.

Покидайте самолет как можно быстрее. Не останавливайтесь, чтобы отыскать личные вещи.

Будьте готовы к тому, что вам предстоит отвечать на вопросы следователей и заранее припомните детали произошедшего. Это поможет следствию и сэкономит ваше собственное время.

ДЕЙСТВИЯ ПРИ УГРОЗЕ СОВЕРШЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА

Всегда контролируйте ситуацию вокруг себя, особенно когда находитесь на объектах транспорта, в культурно-развлекательных, спортивных и торговых центрах.

При обнаружении забытых вещей, не трогая их, сообщите об этом водителю, сотрудникам объекта, службы безопасности, полиции. Не пытайтесь заглянуть внутрь подозрительного пакета, коробки, иного предмета.

Не подбирайте бесхозных вещей, как бы привлекательно они не выглядели.

В них могут быть закамуфлированы взрывные устройства (в банках из-под пива, сотовых телефонах и т.п.). Не пинайте на улице предметы, лежащие на земле.

Если вдруг началась активизация сил безопасности и правоохранительных органов, не проявляйте любопытства, идите в другую сторону, но не бегом, чтобы вас не приняли за противника.

При взрыве или начале стрельбы немедленно падайте на землю, лучше под прикрытие (бордюр, торговую палатку, машину и т.п.). Для большей безопасности накройте голову руками.

Случайно узнав о готовящемся теракте, немедленно сообщите об этом в правоохранительные органы!

Источник — Национальный антитеррористический комитет.

Минобрнауки России совместно с НЦПТИ проводит Всероссийский онлайн-фестиваль социального медиаконтента «Я против экстремизма и терроризма».

Мы приглашаем творческих молодых людей, кому небезразлична проблема экстремизма и терроризма, кто умеет и любит делать видеоролики, подкасты, постеры, инфографику или руководит тематическими каналами антитеррористической и антиэкстремистской тематики в популярных соцсетях или мессенджерах, принять участие в конкурсе.

Фестиваль проводится в заочной форме. Заявку на участие необходимо прислать до 15 августа 2021 года.

 

Дата публикации материала на общедоступных интернет-ресурсах: не ранее 1 января 2020 года и не позднее 15 августа 2021 года.

Представленные к участию в Фестивале работы должны быть на русском языке.

В Фестивале могут участвовать авторы от 18 до 35 лет и авторские коллективы из России и стран СНГ.

 

Сайт фестиваля https://videofest.ncpti.ru/, где размещены обучающие вебинары для участников Фестиваля.

Согласно данному закону запрещается участие в выборах руководителям, членам или тем, кто финансировал экстремистские или террористические организации, признанные таковыми по решению суда.

Для руководства срок такого запрета составит пять лет со дня вступления в силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности такой организации, а для участников и работников – три года.

При этом причастность участников, членов, работников и иных лиц к деятельности экстремистской или террористической организации должна будет устанавливаться решением суда. В отношении учредителей таких организаций, руководителей и их замов не будет требоваться судебное решение о причастности.

Под запрет могут подпасть и те, кто перечисляет пожертвования таким организациям, а также предоставляет им консультации и иную помощь. Также поддержкой будет считаться публичное высказывание с одобрением деятельности или отдельных мероприятий подобных организаций, в том числе в интернете.

Закон вступил в силу и первые решения судов в отношении таких граждан уже приняты. В ближайших выборах, которые состоятся 19 сентября, они принимать участие в качестве кандидатов не смогут.

Федеральной службой безопасности Российской Федерации во взаимодействии с МВД России и Росгвардией пресечена преступная деятельность 45 жителей из 25 субъектов страны, причастных к восстановлению боевых свойств гражданских образцов оружия в подпольных мастерских и их сбыту.

В июле 2021 г. в г. Москве, республиках Адыгея, Башкортостан, Крым и Мордовия, Краснодарском, Красноярском, Пермском, Ставропольском и Хабаровском краях, Амурской, Астраханской, Брянской, Белгородской, Вологодской, Владимирской, Калужской, Ленинградской, Московской, Псковской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Смоленской и Тверской областях по адресам проживания нелегальных оружейников проведены оперативно-разыскные мероприятия и следственные действия.

В результате из незаконного оборота изъяты 272 единицы огнестрельного оружия отечественного и иностранного производства: ружейный гранатомет «М-79» (США, 1940 г.), 4 пулемета («ШКАС», «ДП-27», «МG-42»), 11 автоматов («АК-103», «АК-74М», «АКС-74У», «АКМ»), 16 пистолетов-пулеметов («ППШ», «Кедр», «ППД», «МР-40», «МР-38», «SА-26», «VZ-26», «МАВ-38 Beretta»), 118 пистолетов и револьверов («Коровина», «ПМ», «ПСМ», «ТТ», «Марголина», «СПШ», «Страж», «CZ», «Walther», «Beretta», «Perfecta», «Luger», «Colt», «Smith& Wesson», «Stalker», «Zoraki», «Наган»), 125 карабинов, винтовок и ружей («Вепрь», «Сайга», «Мосина», «Фролова», «ТОЗ», «СКС», «КО-44», «СВТ-40», «Винторез», «Тигр», «МР», «ИЖ», «Benelli», «Sauer», «Mauser»), самодельное стреляющее устройство («авторучка»), а также 439 артиллерийских боеприпасов и мин, 65 ручных гранат («Ф-1», «РГД-5», «РГ-33», «М-24», «М-39»), более 26,5 тыс. патронов различного калибра, 130 кг взрывчатых веществ (порох, тротил, аммонал), 256 взрывателей различных модификаций, 20 приспособлений для бесшумной стрельбы.

Прекращена деятельность 32 подпольных мастерских по модернизации оружия и изготовлению боеприпасов.

Размещение предложений по сбыту средств поражения осуществлялось злоумышленниками в сети Интернет. Оплата приобретаемого оружия, основных частей и боеприпасов производилась посредством электронных платежных систем, а его доставка покупателям - через операторов почтовой связи и транспортно-экспедиционные компании.

Вступившими в силу с 12 июля 2021 г. изменениями в статьи 222, 222.1, 222.2, 223, 223.1, 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации усилена уголовная ответственность за преступления в сфере незаконного хранения, изготовления, переделки, сбыта оружия и его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, в том числе с использованием сети Интернет, в составе группы лиц по предварительному сговору и организованной преступной группы.

В этой связи действия нелегальных оружейников будут квалифицироваться уже с учетом новых норм уголовного законодательства.

Работа по выявлению и пресечению противоправной деятельности, связанной с незаконным изготовлением, переделкой и сбытом средств поражения, продолжается.

Источник: www.fsb.ru

Среда, 21 Июль 2021 10:55

Куда сообщить об экстремизме?

Автор

О преступлениях и правонарушениях экстремисткой направленности вы можете сообщить в любой отдел полиции. Кроме этого, ваше сообщение вы можете оставить:

- на официальном сайте МВД России (выбрать «Главное управление по противодействию экстремизму»);

- на официальном сайте территориального органа МВД России в Санкт-Петербурге.

Устные сообщения и письменные заявления о преступлениях прини­маются в правоохранительных органах независимо от места и времени со­вершения преступления круглосуточно.

В дежурной части органа внутренних дел вас обязаны выслушать и принять сообщение в устной или письменной форме, при этом вам следует поинтересоваться фамилией, должностью и рабочим телефоном сотрудника, принявшего сообщение.

Вы имеете право получить копию своего заявления с отметкой о реги­страции его в правоохранительном органе или талон-уведомление, в кото­ром указываются сведения о сотруднике, принявшем сообщение, и его под­пись, регистрационный номер, наименование, адрес и телефон правоохрани­тельного органа, дата приема сообщения.

В правоохранительном органе полученное от вас сообщение (заявле­ние) должно быть незамедлительно зарегистрировано и доложено выше­стоящему руководителю для осуществления процессуальных действий со­гласно требованиям уголовно-процессуального кодекса Российской Феде­рации.

Вы имеете право выяснить в правоохранительном органе, которому поручено заниматься исполнением вашего заявления, о характере принимаемых мер и требовать приема вас руководителем соответствующего подразделения для получения более полной информации по вопросам, затрагивающим Ваши права и законные интересы.

В случае отказа принять от вас сообщение (заявление) Вы имеете право обжаловать эти незаконные действия в вышестоящих инстанциях (районных, областных, республиканских, федеральных), а также подать жалобу на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов в генеральную прокуратуру Российской Федерации, осуществляющую прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур.

Среда, 14 Июль 2021 11:07

Что нужно знать о терроризме

Автор

Терроризм — преступление, главной целью которого является нарушение общественной безопасности, которое выражается в посягательстве на: жизнь и здоровье граждан, объекты критической инфраструктуры, природную среду, информационную среду, органы государственного управления, государственных и общественных деятелей.

Достижение поставленных целей выполняется методом запугивания населения и органов власти: опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба, наступление различных общественно опасных последствий, нарушение общественной безопасности. Террористические атаки направлены на оказание постоянного давления, на принятие органами власти решений, выгодных террористам. Однако, от результатов их атак, в первую очередь, страдают обычные люди.

Существует множество видов современной террористической деятельности, основными из которых выделяют: политический, националистический, религиозный и криминальный.

Политический терроризм

Политический терроризм — это тактика политической борьбы, заключающаяся в применении (или в угрозе применения) организованного насилия в целях коренного или частичного изменения конституционного строя либо экономических порядков в стране. Участники придерживаются крайних взглядов в отношении политической системы, организации формы управления государством, пропаганда насильственных или агрессивных (основанных на страхе и подчинению силе) способов установления отстаиваемой формы власти, вплоть до политического террора; непримиримость, бескомпромиссность к иным политическим партиям. Политического терроризма придерживаются, как правило, радикальные политические партии, отдельные группировки внутри партий или объединений, экстремистские организации, отрицающие легальные формы политической борьбы и делающие ставку на силовое давление.

Религиозный терроризм

- жесткое неприятие идей другой религиозной веры, агрессивное отношение и поведение к иноверцам (неверным), стремление к искоренению и устранению представителей иной веры вплоть до физического истребления

Национальный терроризм

- выражается в утверждении превосходства определенной нации или расы, направлен на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию представителей иных народов и преследует цель путем устрашения вытеснить другую нацию, избавиться от ее власти (самым известным фактом является германский нацизм в середине ХХ века). Также националистический терроризм тесно связан с сепаратизмом, направленным на изменение существующего государственного устройства, правового статуса национально-государственных или административно-территориальных образований, нарушении территориального единства страны, выход тех или иных территориальных единиц из состава государства, образование собственного независимого государства.

Технологический терроризм (наиболее опасный)

- применение или угроза применения ядерного, химического и бактериологического оружия, радиоактивных и высокотоксичных химических, биологических веществ, а также угрозе захвата ядерных и иных промышленных объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей.

В чем же причины терроризма?

  1. Психопатологический характер. Основная масса всех террористов – это люди с психическими отклонениями;
  2. Попытка самоутвердиться, а также придать своей деятельности особую значимость в собственных глазах. Также это попытка преодоления своего отчуждения от общества, в стандарты которого они не вписываются;
  3. Личная корысть. Порой личная заинтересованность человека будет куда значительнее различных идей. Кроме того, кого-то просто нанимают для совершения террористических актов;
  4. Ложное чувство абсолютного обладания высшей истиной, уникальным рецептом «спасения» своего народа, группы или даже всего человечества.

Задачи в борьбе с терроризмом:

-           выявление и устранение факторов, способствующих возникновению и распространению терроризма;

-         выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение преступлений террористического характера и (или) оказание содействия такой деятельности;

-           привлечение к ответственности лиц осуществляющих террористическую деятельность в соответствии с действующим законодательством;

-           пресечение попыток переноса международных террористических организаций своих действий и влияние на территорию России, привлечение возможностей международной антитеррористической коалиции;

-           постоянное совершенствование системы противодействия терроризму и поддержание ее в состоянии готовности;

-           постоянное обеспечение антитеррористической защиты объектов террористических посягательств – критической инфраструктуры, жизнеобеспечения и мест массового пребывания людей

-           противодействие распространению идеологии терроризма

Источник: 44.мвд.рф

Федеральной службой безопасности Российской Федерации предотвращена серия террористических актов, планировавшихся летом 2021 года членами законспирированных ячеек запрещенной международной террористической организации «Исламское государство» на территории России.

В результате проведенных мероприятий шесть преступников нейтрализованы, двое задержаны.

Так, 29 июня т. г. в результате проведенных мероприятий в отношении сторонников МТО в г. Москве задержан гражданин России, готовивший со своим сообщником, проживающим в Астраханской области, одновременные нападения на граждан с применением огнестрельного и холодного оружия. Последний при оказании вооруженного сопротивления ликвидирован ответным огнём.

1 июля т. г. во взаимодействии с органами полиции задержан участник МТО, гражданин России, готовивший подрыв самодельного взрывного устройства в г. Москве в местах массового пребывания граждан.

3 июля т. г. в конспиративных адресах проживания в Нальчикском и Баксанском районах Кабардино-Балкарской Республики заблокированы пять членов религиозно-экстремистской группировки, планировавших совершение терактов с использованием огнестрельного оружия и самодельных взрывных устройств в отношении объектов официального исламского духовенства региона.

При задержании террористы оказали вооруженное сопротивление. В рамках введенного режима контртеррористической операции совместно с подразделениями Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии преступники были нейтрализованы.

Потерь среди гражданского населения и личного состава правоохранительных органов и силовых структур не допущено.

Изъяты принадлежавшие террористам самодельные взрывные устройства с поражающими элементами, автоматическое огнестрельное оружие и боеприпасы, гранаты, компоненты для изготовления взрывчатых веществ, религиозно-экстремистская литература.

Возбуждены и расследуются уголовные дела по статьям: приготовление к террористическому акту, участие в деятельности террористической организации, а также незаконный оборот оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств Уголовного кодекса Российской Федерации.

Личности террористов в интересах следствия не разглашаются.

Источник: www.fsb.ru

Безопасность граждан, защита их жизни и здоровья — главный приоритет для государства. Поэтому государство постоянно проводит мероприятия по антитеррористической безопасности, вводит законы и разрабатывает комплексные планы. Рассмотрим, какие меры были приняты для борьбы с террором и насколько они эффективны. 

КАКАЯ СТРУКТУРА ЗАНИМАЕТСЯ БОРЬБОЙ С ТЕРРОРИЗМОМ 

За антитеррористическую безопасность в России отвечают ФСБ и Национальный антитеррористический комитет (НАК). Необходимость в формировании межведомственной структуры НАК назрела в период разгула преступности и терроризма. К «нулевым» годам Россия одной из первых столкнулась с международным терроризмом. С 1990 по 2006 год террористы совершили около 70 террористических актов: взрывы жилых домов, самолетов, поездов, массовые захваты заложников (школа в Беслане, ). В результате погибли 1,6 тыс. мирных граждан, а также около 400 сотрудников спецслужб. Террористическая активность при этом продолжала нарастать.

В начале 2006 года на законодательном уровне были закреплены новые подходы к решению задачи, поставленной президентом в 2004 году после событий в Беслане. Усилили подавление терроризма, проработали комплексный подход к борьбе, включающий работу с населений, профилактику, минимизацию и ликвидацию последствий деятельности террористов. Ключевую роль сыграл НАК, который и сегодня координирует и организует межведомственное взаимодействие в организации антитеррористической безопасности.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ 

Правительство совместно с ФСБ и НАК создали нормативную базу, включающую 90 федеральных законов, 30 указов президента, свыше 200 постановлений и распоряжений правительства.

К основным НПА можно отнести:

При этом законодательство постоянно обновляется и актуализируется.

Также раз в пять лет НАК разрабатывает комплексные антитеррористические планы, которые проходят утверждение президента:

После реализации вышеперечисленных планов число бандитских атак сократилось более чем в 200 раз.

КАКИЕ МЕРЫ ПРИНИМАЮТСЯ ДЛЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 

Национальный антитеррористический комитет и ФСБ принимают комплексные меры по укреплению антитеррористической защищенности. В первую очередь это касается стратегически важных объектов экономики и жизнеобеспечения: ядерных, химических и биологически опасных объекта, помещения хранения, транспортировки, использования и утилизации взрывчатых материалов. Также регулярно:

  • проводятся антитеррористические и противодиверсионные учения;
  • выявляются и своевременно устраняются пробелы в защите указанных объектов;
  • несут дежурство новейшие технические комплексы онлайн-контроля обстановки как на самих объектах, так и в их окружении.
Нужно отметить, что спецслужбы и органы правоохранения постоянно анализируют тактику террористов, любые изменения и оперативно разрабатывают и применяют новые формы и методы противодействия.К настоящему времени закреплена обязательность исполнения решений НАК и региональных антитеррористических комитетов, а также введена ответственность должностных лиц за нарушение этого требования.

Усилилась ответственность за ряд преступлений: с административной до уголовной. За счет это «вывели из тени» такие преступления, как обучение способам террора (лишение свободы на срок 15-20 лет), организация террористических ячеек (до 20 лет). Введена аналогичная ответственность за пособничество в совершении терактов (10-20 лет), за оправдание и пропаганду терроризма (2-5 лет) и прочие преступления. Все эти изменения направлены на предупреждение террористических замыслов еще на стадии вовлечения граждан в эту преступную деятельность.

КАК ОРГАНИЗОВАНА БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ В ГРАЖДАНСКОЙ СРЕДЕ

На сегодня ключевой задачей для структур, ответственных за антитеррористическую безопасность граждан, является предупреждение террора, противостояние вовлечению в деятельность террористов новых лиц, особенно, молодежи, которая легко поддается влиянию идеологии терроризма. Этим сейчас вплотную занимается НАК.

Стоит отметить, что реализуется широкий спектр мероприятий: от общей профилактики, направленной на формирование антитеррористического правосознания в обществе, до адресной и индивидуальной работы с отдельными лицами, которые уже подпали под влияние идеологов терроризма или могут оказаться под их воздействием.

Сформированы законодательные и организационные механизмы этой работы. Организовано ее кадровое и методическое обеспечение. Например, руководители и ответственные за антитеррористическую безопасность лица обязаны регулярно проходит обучающие курсы, а также проводить инструктажи со своими сотрудниками.

К осуществлению указанных планов привлечены органы местного самоуправления и различные объединения, например, молодежные и спортивные организации. Активно участвуют лидеры общественного мнения, авторитетные религиозные деятели и представители творческой интеллигенции. Это позволяет обеспечить всесторонний охват населения.Также постоянно совершенствуется защита российского информационного пространства от попадания в Интернет материалов, пропагандирующих террор. Роскомнадзор при совместной работе с органами правоохранения ежегодно блокируют около 65 тыс. материалов.

НАСКОЛЬКО ЭФФЕКТИВНО ВЕДЕТСЯ БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ В РОССИИ 

Чтобы оценить эффективность проводимой антитеррористической политики, приведем статистику и примеры:

  • В 2010 году предотвращалось всего 10% террористических атак, то в 2018 году — около 80%, а в 2020 году — 96%.
  • Количество совершенных в стране ПТН, носящих насильственный характер: взрывов, захватов заложников, убийств — снизилось в 260 раз. С 779 в 2010 году до 3 в 2020 году.
  • В 2020 году из незаконного оборота изъято около 600 единиц огнестрельного оружия, 134 самодельных взрывных устройства, свыше 100 тыс. патронов, а также более 3 тыс. мин, гранат и иных боеприпасов.
  • Росфинмониторинг заблокировал финансовые активы более 1,2 тыс. лиц, подозреваемых в причастности к терроризму, на общую сумму свыше 57 млн руб. В целом пресечено 184 канала финансирования этой преступной деятельности.
  • Почти 2/3 населения страны признают положительной работу госорганов в области противодействия терроризму. При этом за 8 лет практически вдвое (с 9,9% в 2012 году до 5,5% в 2020 году) сократилось число тех, кто считает вероятными теракты в местах своего постоянного проживания.

Что касается примеров, то здесь можно привести:

  • Северный Кавказ. Еще 10 лет назад он отпугивал гостей и туристов количеством бандорганизаций. К сегодняшнему дню на Северном Кавказе ликвидированы основные очаги террористической активности и все бандглавари. Сейчас регион относится к популярным туристическим направлениям.
  • Захват самолета Харьков-Стамбул в 2014 году за час до открытия Олимпийских игр. Агрессивный пассажир угрожал взорвать самолет и требовал лететь в Сочи. Контроль за перемещением самолета сразу взяли на себя подразделения различных ведомств, координируемых ФОШ. Это позволило быстро оценить ситуацию, принять необходимые решения и локализовать угрозу.

Также согласованными действиями подразделений федеральных и республиканских силовых структур нейтрализованы террористы, причастные к взрыву в аэропорту Домодедово, нападению на Дом печати в Грозном, ряду других терактов и иных преступлений против граждан России.

Но одной из проблем, мешающих вести полноценную борьбу, по мнению НАК, является отсутствие профессионалов, способных вести эффективную профилактическую работу по противодействию терроризму как на государственной, так и на муниципальной службе. Поэтому приоритетная задача сейчас — их специальное обучение.

Источник: unitoria.ru

Кратко о буллинге

Травля детей сверстниками («буллинг») – одна из наиболее распространенных проблем в школах и детских коллективах, которая существенно увеличивает риск суицида среди подростков, приводит к эскалации агрессии и насилия в группе и в школе, снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам.

Буллинг - травля, повторяющаяся агрессия по отношению к определенному субъекту, включающая в себя принуждение и запугивание. Может проявляться в физическом насилии, угрозах, вербальной агрессии, унижении. Норвежский исследователь буллинга Дэн Олвеус определяет буллинг как стереотип взаимодействия в группе, при котором человек на протяжении времени неоднократно сталкивается с намеренным причинением вреда или дискомфорта со стороны другого человека или группы людей в контексте «диспропорциональных «властных» отношений».

Буллинг - систематическое злоупотребление властью (силой) со стороны человека или группы людей для подавления, унижения, оскорбления (Ригби, Росс, Смит). По определению И.С. Кона, буллинг - это запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.

Можно выделить некоторые особенности буллинга:

1) буллинг асимметричен – с одной стороны находится обидчик, обладающий властью в виде физической и/или психологической силы, с другой - пострадавший, такой силой не обладающий и остро нуждающийся в поддержке и помощи третьих лиц;

2) буллинг осуществляется преднамеренно, направлен на нанесение физических и душевных страданий человеку, который выбран целью;

3) буллинг подрывает у пострадавшего уверенность в себе, разрушает здоровье, самоуважение и человеческое достоинство;

4) буллинг – это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу), где оно происходит;

5) буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется защита и помощь пострадавшим, инициаторам буллинга (обидчикам) и свидетелям.

При буллинге всегда есть жертва, которая не может себя защитить. Он всегда носит систематический характер.

По данным Организации объединенных наций, насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растет (Всемирный доклад 2006 г. о насилии в отношении детей). В России ежегодно в среднем до 30% молодых людей подвергаются насилию в той или иной форме. Примерно пятая часть всех случаев насилия в отношении подростков и молодых людей совершается в системе образования.
По данным статистики детского телефона доверия, действующего с 2010 года во всех субъектах Российской Федерации, количество обращений по вопросу жестокого обращения с ребенком за последние пять лет выросло в 3,5 раза
(в 2010 г. — 4330 обращений; в 2014 г. — 15556; из них: в семье — 1800
и 6498, вне семьи — 843 и 2113, среди сверстников — 1463 и 5955 соответственно) Российским школьникам задавался вопрос о том, как часто они сталкиваются в реальной жизни с подобным поведением со стороны других людей, в том числе своих ровесников. Оказывается, что каждый
10-й российский ребенок подвергается буллингу чаще одного раза в месяц, при этом 6% детей подвергается обидам и унижениям либо каждый день, либо 1-2 раза в неделю, а 4% - 1-2 раза в месяц. В группу повышенного риска по частоте буллинга попадают дети 11 -12 лет: 28% детей этого возраста,
по меньшей мере, один раз подвергались обидам и унижениям за последние 12 месяцев. Обращает на себя внимание тот факт, что в России субъектов буллинга (обидчиков) в два раза больше, чем в среднем по европейским странам.

Российские школьники чаще, чем европейские сообщают, что проявляли агрессию лицом к лицу (соответственно 21% в России и 10% в Европе).
И те и другие гораздо реже признают, что вели себя агрессивно в Интернете (8% в России и 3% в Европе). Д. Ольвеус провел исследование частоты проявления буллинга в школе в зависимости от класса. Было выявлено, что буллинг наиболее распространен в начальной и средней школе. К 10-11 классам, по мере развития мозговых структур и способности к саморегуляции, он постепенно сходит на нет.

Признаки буллинга.

  • Ученик на всех переменах один.
  • Он всегда один выполняет задания в малых группах.
  • Ученик приходит в класс в потрепанном виде: разорванная, испачканная одежда, синяки, ссадины – следы драки.
  • Послушный ребенок вдруг начал опаздывать в школу или сидеть в классе после уроков, чего-то выжидая.
  • Стал хуже учиться.
  • Стал хуже себя чувствовать (психосоматика).
  • С кем-то из учеников никто не хочет сидеть.
  • Группа детей стоят плотным кольцом, озираются, возбужденно что-то обсуждают, чувствуется агрессия.
  • Группа детей после уроков ждет кого-то на школьном дворе.
    • Старшеклассники суетятся возле туалетов младших классов.
    • В столовой кто-то покупает на свои деньги еду для другого.
    • Те, кто сильнее физически или старше, постоянно «просят взаймы» у младших детей или требуют дать позвонить по их телефону.
    • Один ученик отбирает спортивную форму (кроссовки) у другого: «просит» поделиться. Ребенок просит деньги у родителей – якобы в школе собирают на какие-то нужды.
    • профилактика буллинга в школе.

      Известно, что школьный буллинг не имеет шансов зародиться в тех классах, где учитель в курсе классных событий. При этом неважно, обладает педагог положительным авторитетом или тиранит детей. В первом случае он может эффективно пресекать проявления насилия, опираясь на уважение
      и любовь учеников. Во втором дети вынуждены сплотиться, чтобы противостоять давлению, на междоусобицы не хватает энергии.

      • Помогают совместно созданные правила группы. Их можно выписать на отдельном плакате и повесить в классе. Но они не должны быть формальными. Группа и учитель постоянно мониторят их исполнение и обсуждают, что еще нужно сделать, чтобы класс стал более дружным и сплоченным.
      • Если что-то испортило репутацию ребёнка, педагогу нужно приложить силы, чтобы поднять авторитет, показать его в выгодном свете.
      • Нельзя затягивать с мерами пресечения любых насмешек над слабостями одноклассников, презрительных замечаний в их адрес.
      • Дать проявиться детям (особенно непопулярным) в их дарах, помочь увидеть коллективу их полезность и ценность для всего класса.
      • Не допускать при всём классе оценивать и обсуждать неблагополучные и личные качества ребёнка.
      • Объединять класс совместными мероприятиями: поездки, участие в школьных мероприятиях, часы общения, экскурсии, прогулки, игры в перемену.
      • Максимально включать весь класс в процесс работы, чтобы не почувствовали не востребованными.
      • Нельзя сравнивать способности между детьми.
      • Проводить упражнения на совместную деятельность; учить давать отпор обидчикам, постоять за себя.
      • Организовать внеурочную деятельность обучающихся (занятия
        в кружках, секциях).
      • Организовать дискуссии, игры-размышления, просмотр видеоматериалов и фильмов, демонстрирующих специфические проблемы молодежи (секс, наркотики, насилие), санитарно-просветительская работа.

      Обучающиеся считают, что избежать травли в школе возможно, если вовремя заметят взрослые - 37; если жертва изменит своё поведение - 39; если наказать агрессора – 38. Буллинг неизбежен – 17 человек. По мнению школьников, пресечь буллинг в образовательной организации способны администрация, педагогический коллектив, родители, ученики.

      Таким образом, на образовательные организации ложится ответственность за проработку и устранение проблемы буллинга,
      что позволит сохранить психологическое здоровье учащихся и создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, а также гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

       

      Формирование у учащихся конструктивного поведения на случай буллинга в их адрес

      Дети должны уметь и быть готовы:

      • рассказать о случае буллинга своим родителям, либо взрослым, которым они доверяют, например, учителю, воспитателю, руководителю студии и т.п.;
      • вести себя уверенно, быть настойчивым и задиристым
        (хотя бы внешне);
      • искать друзей среди сверстников и одноклассников;
      • избегать ситуаций, в которых возможен буллинг;
      • если требуется, методично и последовательно заниматься восстановлением самооценки с помощью специалиста;
      • не надеяться (мечтать) отомстить с помощью еще большей жестокости и не применять оружие;
      • учиться использовать юмор - самое мощное оружие против вербальной агрессии.

      Неэффективные методы преодоления буллинга (что не надо делать):

      • Перекладывать всю ответственность на психолога;
      • Переадресовать проблему родителям;
      • Проводить единовременные и краткосрочные мероприятия, акции;
      • Отправлять участников (жертву и бeллера) к директору, требовать
        от буллера извинений;
      • Рекомендовать жертве не обращать внимания;

      Эффективные методы включают:

      • Влияние на агрессора извне. После 12 лет у ребенка уже сформированы моральные убеждения, поэтому изменить их будет не так просто. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит референтная группа ровесников. Поэтому действовать придется тонко, исподволь формируя общественное мнение.
      • Разговор с детьми младшего школьного возраста. До 12 лет проблему буллинга в школе решить проще, чем со старшими детьми. В этом возрасте у школьников еще не сформированы моральные принципы, и они опираются на мнение учителя. Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и собственное негативное отношение к происходящему.
      • Привлечение авторитетного союзника. Сначала надо попробовать переубедить, объяснить недопустимость и неэффективность буллинга. Разговаривать с классом должен авторитетный для детей педагог или взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и внутренней веры в то, что говорится. Иначе все пролетит мимо ушей. Дети должны уважать этого человека, прислушиваться к нему. Если придет такой же по значимости для них учитель, вся беседа не будет иметь смысла.

      Действия учителей

      • Не игнорировать, не преуменьшать значение. Если в школе пришли к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является прямыми участниками, повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать.
      • Если учителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию и попытаться добиться того, чтобы по меньшей мере «наблюдатели», а по возможности и сам буллер также изменили свою позицию в отношении происходящего, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации.
      • Пригласить родителей для беседы. Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ними тревожные сигналы, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования.
      • Программа шефства: система шефства старших школьников над младшими создает коммуникативное пространство, способствующее более быстрому обнаружению случаев буллинга и привлечению шефов к разрешению таких ситуаций.

       

      План беседы с детьми должен содержать такие ключевые моменты:

      1. Прямота. Называем проблему своим именем - это травля, гнобление.
      Не стоит ходить вокруг да около, дети этого не любят. Объясните, что травля - это проблема класса, а не конкретного человека. Насилие похоже на инфекционную болезнь, которой заболел коллектив, и нужно всем заботиться о здоровье внутри их группы. Отношения стоит содержать в чистоте так же, как лицо и одежду.

       

      2. Смена ролей. Приведите пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. Этот метод можно применить наедине с агрессором или с учителями, если они не понимают серьезности происходящего: «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?» Объясните, что люди разные, и у каждого человека имеются особенности, которые могут раздражать других.

      3. Введение новых правил поведения и ответственность. Предложите альфам, инициирующим насилие, взять на себя ответственность за новшества. Это поможет им сохранить лицо и выйти из деструктивной позиции. Что касается изменений, то они могут коснуться досуга в свободное школьное
      или внешкольное время.

      4. Помощь специалиста. Пригласите психолога, чтобы провел специальные психологические игры, дающие возможность почувствовать себя на месте жертвы и осознать недопустимость буллинга.

      Виды нападок:

      • нападки на социальный статус (Ты гастарбайтер! Одни черные!);

      • нападки на коммуникацию (Шепелявая!);

      • применение насилия или угрозы его применения;

      • нападки на социальные связи (отношения);

      • нападки на внешность (Во, какие буфера!);

       

       Наиболее распространенные акты буллинга:

       • негативные разговоры о ком-то за его спиной;

      • распространение слухов и лживых сведений;

      • обзывание и придумывание обидных прозвищ;

      • выставление в смешном виде;

      • унижающие и обесценивающие взгляды и жесты;

      • передразнивание;

      • объявление глупым («дураком»);

      • непозволение сказать свое слово, ответить;

      • изоляция от остального классного сообщества (бойкот);

      • отбирание, прятание, повреждение школьных принадлежностей и/или других вещей, одежды;

      • необоснованные обвинения;

      • пинки, удары;

      • шантаж, вымогательство;

      • сексуальные домогательства;

      Прямой, активный буллинг

      Основные действия:

      • дразнить

      • угрожать

      • обесценивать

      • оскорблять

      • унижать

      • компрометировать

      • преследовать, причинять неприятности, мучить

      Непрямой, пассивный буллинг

      Основные действия:

      • изолировать

      • вредить репутации

      • распространять слухи

      • отбирать личные вещи и портить их

       

      Особо жестокий буллинг

      • Физическое насилие, заставляющее жертву страдать.

      • Деяния, граничащие с уголовно наказуемыми

      Выявление и диагностика буллинга

      A. В школе

      Первичные признаки:

       Ребенок регулярно подвергается насмешкам со стороны сверстников в оскорбительной манере: его часто обзывают, дразнят, унижают, либо угрожают ему, требуют выполнения пожеланий других сверстников, командуют им.

       Ребенка часто высмеивают в недоброжелательной и обидной манере.

       Ребенка часто задирают, толкают, пинают, бьют, а он не может себя адекватно защитить.

       Ребенок часто оказывается участником ссор, драк, в которых он скорее беззащитен и которых пытается избежать (часто при этом плачет).

       Дети берут учебники, деньги, другие личные вещи ребенка, разбрасывают их, рвут, портят.

       У ребенка есть следы - синяки, порезы, царапины или рваная одежда, которые не объясняются естественным образом (то есть не связаны
      с игрой, случайным падением, кошкой и т.п.).

      Вторичные признаки:

       Ребенок часто проводит время в одиночестве и исключен из компании сверстников во время перемен, обеда. У него, по наблюдениям, нет ни одного друга в классе.

       В командных играх дети выбирают его в числе последних или не хотят быть с ним в одной команде.

       Ребенок старается держаться рядом с учителем или другим взрослым во время школьных перемен.

       Избегает говорить вслух (отвечать) во время уроков и производит впечатление тревожного и неуверенного в себе.

       Выглядит расстроенным, депрессивным, часто плачет.

       У ребенка резко или постепенно ухудшается успеваемость.

       Не дают списать, не подсказывают, не спрашивает тему урока, домашнее задание.

      В. Дома

      Первичные признаки:

       Возвращается домой из школы с порванной одеждой, с порванными учебниками или тетрадями.

       У ребенка есть следы - синяки, порезы, царапины, или рваная одежда, которые не объясняются естественным образом (то есть не связаны с игрой, случайным падением, кошкой и т.п…).

      Вторичные признаки:

       Никогда не приводит домой (после школы) одноклассников или других сверстников или очень редко проводит время в гостях у одноклассников или в местах, где они играют/проводят время.

       Нет ни одного друга, с которым можно провести время (играть, сходить в кино или на концерт, погулять или заняться спортом, поговорить по телефону и т.п.).

       Ребенка никогда не приглашают на праздники/вечеринки, или он сам не хочет никого приглашать и устраивать праздник (потому что считает, что никто не захочет придти).

       Боятся или не хотят идти в школу, по утрам перед школой плохой аппетит, частые головные боли, боли в желудке, расстройство.

       Выбирает длинный и неудобный путь в школу и из школы.

       Беспокойно спит, жалуется на плохие сны, часто во сне плачет.

       Потерял интерес к школьным предметам/занятиям, ухудшилась успеваемость.

       Выглядит несчастным, расстроенным, депрессивным, или наблюдаются частые перемены настроения, раздражительность, вспышки.

       Требует или крадет деньги у родителей (чтобы выполнить требования «агрессоров»).

      Наличие агрессивных (часто дерущихся, постоянно задевающих и оскорбляющих других детей, импульсивных) детей должно настораживать взрослых в отношении возможности существования буллинга.

      3. Последствия травли для детей-жертв и для детских коллективов Переживание буллинга в детском и подростковом возрасте чрезвычайно травматично и, кроме актуальных последствий, оказывает значительное влияние на дальнейшую жизнь человека. Прежде всего, влияет на формирование самооценки ребенка, его коммуникативные возможности, мотивацию к развитию и достижениям.

      Актуальные последствия:

       Аффективные нарушения: снижение настроения, депрессивность, высокий уровень тревоги, многочисленные страхи, злость (большое количество негативных эмоций).

       Соматические нарушения: нарушения сна, аппетита, головные боли, боли в животе, нарушения работы желудочно-кишечного тракта, неожиданные повышения температуры и т.д.

       Когнитивные нарушения – неустойчивость внимания, трудности сосредоточения, нарушения концентрации памяти и т.п.

       Нарушение школьной адаптации: мотивации к учебе, пропуски школы, уроков, снижение успеваемости.

       Поведенческие нарушения: агрессивность, уходы из дома, протестное поведение и т.п.

       Суицидные мысли и попытки.

      К другим, наиболее общим последствиям буллинга, часто относятся снижение самооценки, нарушение доверия к окружающему миру, склонность к виктимности.

      Буллинг наносит существенный вред всем, кто в него вовлечен. Пострадавшие дети не только страдают от физической агрессии, но и получают психологическую травму, которая влияет на самооценку ребенка и может оказывать длительное воздействие на социальную адаптацию ребенка. Снижение успеваемости, отказ посещать школу, самоповреждающее поведение - наиболее частые последствия буллинга.

      Дети агрессоры чаще других детей попадают в криминальные истории, формируют искажённое представление о разрешении конфликтов и социальном взаимодействии.

      Дети, непосредственно не участвующие в травле, переживают много негативных эмоций: страха быть на месте жертвы, бессилия, негативного отношения к школе.

      Для учителей самыми частыми последствиями буллинга являются большее количество негативных эмоций в общении с детьми, проблемы
      с дисциплиной в классе, снижение статуса среди учеников, чувство собственной несостоятельности и бессилия, риск административных взысканий, когда ситуация выходит из-под контроля и травля приводит к физическим повреждениям, суицидальному поведению, конфликтам с родителями.

      Недоброжелательная обстановка, разобщенность между детьми, снижение мотивации к учебе, недоверие к взрослым – это основные последствия травли для детского коллектива.

      4. Профилактика и предотвращение буллинга.

      Общие компоненты программ:

      1. Информирование учителей, сотрудников школы, детей и родителей о проблеме буллинга, его механизмах и последствиях.

      2. Единые для школы правила в отношении буллинга и скоординированные мероприятия по профилактике и преодолению.

      3. Обучение учителей.

      4. Групповые занятия с детьми.

      5. Оказание помощи жертвам буллинга.

      6. Взаимодействие с родителями.

      7. Обычно любая программа включает в себя как превентивные меры, так и вмешательство/меры по разрешению существующих проблем.

      8. Любая программа включает в себя меры и мероприятия на трех уровнях: школы, класса и индивидуальном.

      Индивидуальные компоненты, которые варьируются от программы к программе:

      1. Подробное исследование проблемы и ее распространенности в конкретной школе (анонимные опросники детей, опросники для учителей, опросники
      для родителей, наблюдение). 
      Обсуждение результатов сотрудниками школы с детьми и родителями.

      2. Акцент на взаимоотношениях между детьми и между детьми и учителями, создание принимающей, комфортной и открытой атмосферы в школе и в классе.

      3. Включение занятий по профилактике буллинга в обязательную школьную программу.

      4. Создание совместно с детьми свода правил в отношении буллинга и поведения детей при столкновении (напрямую или косвенно) с ним.

      5. «Библиотерапия» (использование на занятиях художественной литературы, посвященной буллингу).

      6. Фильмы и наглядные пособия.

      7. Драма-терапия: ролевые игры, проигрывание ситуаций травли, т.п.

      8. Контроль детей во время школьных перемен и вне классов, организация игрового/досугового пространства.

      9. Акцент на работе с детьми-свидетелями травли: пассивными участниками и детьми, которые предпочитают никак не участвовать, изменение групповой

      динамики (KiVa).

      10.Создание на базе школы команды специалистов по буллингу/антибуллинговых комитетов (учителя, психолог/соц. работник, директор…)

      11. Создание комитетов, в которых участвуют дети, для разработки правил в отношении буллинга и мер для его преодоления.

      12. Создание линии доверия по вопросам буллинга на базе школы (или нескольких школ) (иногда сотрудники школ (Олвеус), иногда – дети, прошедшие подготовку (Шеффилд).

      13. Регулярные встречи с родителями.

      14. Организация групп поддержки для детей-жертв травли, для родителей детей-жертв и для родителей детей-«агрессоров».

      15. Индивидуальная психологическая работа с детьми-жертвами.

      16. Тренинги уверенного поведения для детей-жертв.

      В отношении детей-«агрессоров»: наибольшая вариативность в подходах и методах:

       Некоторые школы придерживаются системы жестких санкций и наказаний

       Во многих программах акцент делается на оказание своевременной психологической помощи ребенку: индивидуальная и групповая работа.

       Совместные встречи с жертвой буллинга (часто вместе с родителями), на которых ребенок-жертва травли рассказывает о своих переживаниях в связи с ней и т.д.

       В некоторых программах ведется активная работа с родителями.

       Встречи всех детей-участников (жертвы, агрессора, других нападающих и нескольких свидетелей), вместе с учителем/психологом/социальным работником. Обсуждение ситуации, чувств ребенка-жертвы, возможных выходов из нее. (No-Blameapproach, Робинсон и Мэйнс).

       Последовательные индивидуальные встречи с ребенком-жертвой, ребенком-агрессором, с другими нападающими детьми, далее со всеми вместе (метод Пикаса).

       Развитие навыков управления гневом (контроль импульсов): индивидуальная и групповая работа (спорная).

       Развитие навыков взаимодействия (индивидуальная и групповая работа).

      КРАТКО О СКУЛШУТИНГЕ

      Скулшутинг – это вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения.

      За рубежом случаи стрельбы в школе известны с начала XX века. Еще в 1927 году в США в результате массового расстрела в школе города Бат погибли 44 человека, 58 получили тяжелые травмы. С тех пор подобные случаи получают свое распространение на территории всего мира, в том числе
      и в России. Школа «Колумбайн» в США, в которой в 1999 году произошло самое громкое вооруженное нападение учеников на своих одноклассников. Этот случай получил широкий общественный резонанс. Тогда в результате стрельбы погибли 13 человек. К сожалению, у подростков, устроивших тогда стрельбу в школе, появились последователи, которые стали повторять такие страшные поступки.

      Подростки наиболее подвержены влиянию, поэтому часто совершают поступки, аналогичные тем, о которых прочитали в книге или журнале, узнали из Интернета.

      Причины совершения детьми скулшутинга

      Существуют внешние и внутренние факторы, подталкивающие детей к скулшутингу.

      Среди внешних факторов можно выделить:

      - отсутствие внимания родителей к ребенку;

      - ссоры с членами семьи;

      - трудности ребенка в общении со сверстниками, конфликты с ними педагогами;

      - буллинг (травля) - агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов) со стороны других членов коллектива или его части;

      - смерть родственников и друзей;

      - доступ ребенка к огнестрельному и холодному оружию в доме;

      - интерес ребенка к компьютерным играм, в которых присутствуют сцены насилия, а также его доступ к сайтам и группам в сети Интернет, пропагандирующим идеологию «скулшутинга».

      К внутренним факторам следует отнести:

      - депрессивное состояние ребенка;

      - внушаемость и ведомость ребенка;

      - психические отклонения у ребенка.

       

      Предотвращение деструктивных проявлений в форме скулшутинга в школе

      В этой связи с целью предотвращения возможных противоправных проявлений, в том числе фактов «скулшутинга», со стороны подростков, преподавателям и родителям необходимо обратить особое внимание
      на следующее:

      — на внутрисемейные отношения, в которых воспитываются подростки: наличие конфликтов в семье, недоверие, фактов насилия;

      — на проявления подростковой агрессии, которая часто является типичной поведенческой особенностью в данном возрасте. Вместе с тем имеет место так называемая пассивная (тихая) агрессия, которая, кстати, является характерной чертой большинства «стрелков»;

      — на специфику отношений со сверстниками: факты «травли» со стороны сверстников, ведение учеником «отшельнического» образа жизни;

      — на наличие психологических травм, расстройств психического здоровья, ведь часто родители, опасаясь предвзятого отношения, осуждения окружающих, игнорируют рекомендации детских психологов
      и не обращаются за психиатрической помощью.

      В этой связи самое важное – доверительный контакт с ребёнком
      как со стороны родителей, так и учителей. Кроме того, целесообразным является проведение регулярных профилактических бесед и занятий
      с учениками по указанной проблематике, в ходе которых, в том числе, возможно получение информации об известных подросткам Интернет-ресурсах, пропагандирующих насилие и самоубийства, с целью
      их последующей блокировки компетентными структурами.

      Факторы, способствующие проявлению скулшутинга

      1. Дети, которые воспитываются в семьях, где царит насилие и жестокость, несут подобную схему общения в общество.

      2. Родители, которые не интересуются жизнью, увлечениями и проблемами ребенка, могут спровоцировать развитие у него пассивной агрессивности.

      3. Отсутствие общения со сверстниками может стать причиной появления
      у ребенка серьезных психологических проблем.

      4. Сверстники обзывают, дразнят и бьют ребенка, портят вещи или отбирают деньги, распространяют слухи и сплетни про него.

      5. Нападение на учащихся в России часто совершаются с использованием холодного оружия, поскольку нож ребенку достать проще, чем огнестрельное оружие.

      6. Под влиянием компьютерных игр ребенок может утратить чувство реальности и не видеть разницы между убийством человека в игре
      и его смертью в реальной жизни.

      7. Ребенок, планирующий нападение на своих сверстников, как правило,
      в сети Интернет поддерживает общение с другими последователями идеологии «скулшутинга».

       

      Пути решения проблемы скулшутинга

      Станьте другом для ребенка, с которым можно поделиться своими переживаниями и не бояться быть отвергнутым, уделяйте больше внимания его проблемам и взаимоотношениям со сверстниками; учите ребенка общению с людьми вне Интернета; организуйте досуг ребенка во внеучебное время (посещение кружков и секций); тесно взаимодействуйте с участниками образовательного процесса, чтобы знать о его проблемах; не храните огнестрельное и холодное оружие в местах, доступных для ребенка; контролируйте действия ребенка в социальных сетях, установите и оцените его круг общения; обратитесь за помощью к специалисту в случае замкнутости ребенка, резкого изменения его поведения и проявлений агрессивности.

      О чем нужно помнить

      8 800 347 5000 - телефон службы поддержки для взрослых (каждый обратившийся, в том числе анонимно, сможет получить помощь психолога, который поможет понять детские проблемы и научит общению с ребенком)


Источник: мвд.рф

 

Видео размещено ниже.

Обращения раждан

Меню

Госуслуги ПОС

 
Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Информация

1080x1920


  proс

gbdd

reestr

ond

umvd

pr

pr


вясайт2